Posted 17 августа 2016, 18:00
Published 17 августа 2016, 18:00
Modified 31 марта, 02:14
Updated 31 марта, 02:14
Первые сообщения о появлении множества силовиков у дома № 92, корпус 3 на Ленинском проспекте появились в среду утром в соцсетях. В 10:38 в популярной городской группе «ДТП и ЧП Санкт-Петербург» очевидцы стали выкладывать фотографии, на которых были изображены десятки людей в масках, а некоторые — с автоматами в руках.
«Видимо, свадьба», — усмехнулись одни.
«Учения, вероятно. Если бы принимали кого-то, не гуляли бы просто так, они все быстро делают», — предположили другие.
Больше всего силовиков интересовал шестой подъезд. Если быть точнее — квартира на 10-м этаже 16-этажного дома.
Громкий взрыв прогремел примерно в 11:20. Затем, как сообщили «Росбалту» местные жители, послышались выстрелы и звон разбитого стекла. Уже тогда стало понятно: происходящее мало похоже на учения.
«Взрыв был внутренний, шумовой. Потом стрельба. Сначала я подумал, что здесь, на улице. Потом они начали баррикадироваться. Сотрудники СОБРа полностью окружили дом по периметру и даже сказали, чтобы люди на балкон не выходили», — рассказал агентству один из местных жителей.
По его словам, еще накануне сотрудники ФСБ сообщили соседям о готовящейся спецоперации и посоветовали покинуть здание. Детали, однако, не уточнили.
Некоторых жителей попросили покинуть дом. Другим посоветовали закрыть двери и не выходить из квартир. Так фактически разделенными на пять следующих часов оказались несколько семей. Дети остались дома одни — их родители не смогли попасть домой, поскольку подъезд на тот момент уже был оцеплен бойцами СОБРа.
«В собственном доме уже чай не попить спокойно», — развела руками пенсионерка Тамара.
Многие местные жители даже спустя час после начала спецоперации не понимали, что происходит. Тревогу и недоумение порождали скупость официальной информации. Первое сообщение от регионального управления ФСБ пришло ближе к полудню.
«Управлением ФСБ России Петербургу и Ленинградской области в многоквартирном доме проводятся мероприятия по задержанию лиц, находящихся в федеральном розыске по обвинению в участии в незаконных вооруженных формированиях на территории Северо-Кавказского региона», — говорилось в заявлении ведомства.
Слухи о предполагаемых боевиках стали распространяться по толпе и породили фразы, которые, пожалуй, не стоит публиковать. Если вкратце, то местные жители были солидарны — «понаехали».
Спустя несколько минут из парадной на носилках вынесли раненого бойца спецназа с перевязанной головой. Его погрузили в «скорую помощь» и с сиреной увезли со двора. Впрочем, позднее в ФСБ опровергли эту информацию. Здесь стоит отметить, что окна трехкомнатной квартиры, где засели экстремисты, выходили на обе стороны дома. Активная часть спецоперации проходила в комнате, окна которой выходят не во двор, где скопились зеваки. Но на другую сторону никого не пускали.
«Одних поймали, а другие пойдут следующий взрыв готовить», — подытожила пенсионерка Татьяна Ивановна.
К 15:00 спецоперация была завершена. Из дома силовики вынесли несколько синих канистр довольно большого объема, а также коробки с неизвестным содержимым и технику. Из подъезда выбежали несколько автоматчиков.
Оцепление с большей части многоквартирного дома было снято. Исключение составлял лишь подъезд, где работали силовики. Происходящее начало вызывать недовольство местных жителей. Особенно громко возмущался мужчина, предположительно, пьяный.
«Моя квартира здесь, а руки там! Ты не погань честь офицера!» — кричал он одному из бойцов в маске.
Правоохранители долго не реагировали на поток оскорблений, но в конце концов не выдержали. Мужчину взяли под руки и довели до полицейского автомобиля.
Спустя несколько минут к одному из сотрудников подошла местная жительница.
«Можно пройти? У меня там ребенок один в квартире», — сказала она.
«Нет», — покачал головой полицейский.
«Ребят, может быть, есть возможность пропустить ее? Хотя бы вместе сходите, у нее же истерика начинается», — заступилась за женщину ее подруга.
Посовещавшись, силовики все же разрешили матери пройти. Затем стали пропускать и остальных. Исключение составляли лишь жители 10 и 11 этажей.
К 15:30 зеваки постепенно стали расходиться, на место приехали сотрудники центрального аппарата Следственного комитета и криминалисты. Стало известно — силовики ликвидировали боевиков. По словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, при задержании преступники оказали сопротивление, открыв огонь из огнестрельного оружия. Ответным огнем четверо человек были убиты.
«Необходимо отметить, что пострадавших среди мирного населения и сотрудников правоохранительных органов нет», — добавил Маркин.
По данным Национального антитеррористического комитета России, в Петербурге при спецоперации были уничтожены трое главарей преступной группировки. НАК обнародовал данные об их личностях. Это 30-летний Залим Шебзухов, 25-летний Астемир Шериев и 34-летний Вячеслав Ныров. Все трое находились в федеральном розыске и являлись лидерами террористического бандподполья, действующего на территории Кабардино-Балкарской Республики. Четвертый мужчина, по предварительным данным, был пособником боевиков.
«Они были непосредственно причастны к ряду резонансных преступлений террористической направленности, в том числе к покушениям на жизнь сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры», — отметили в НАК.
На месте спецоперации было обнаружено автоматическое оружие, боеприпасы и несколько самодельных взрывных устройств. Пострадавших среди мирных жителей и силовиков нет.
Квартира, где находились боевики, — трехкомнатная. По информации «Росбалта», сдавал ее мужчина, в данный момент проживающий на Ленинском проспекте — в нескольких кварталах от места проведения спецоперации. Почти наверняка его уже допрашивают следователи.
Илья Давлятчин