Posted 2 июня 2016, 10:00
Published 2 июня 2016, 10:00
Modified 31 марта, 03:07
Updated 31 марта, 03:07
Что такое «психоз старения»? Как в пожилом возрасте не впадать в депрессию, глядя на себя в зеркало? Можно ли получать от старения позитивные чувства? Об этом «Росбалту» в рамках проекта «Лучшая половина жизни» рассказал Александр Мымрин, практикующий психолог, психотерапевт, директор Школы современных психотехнологий.
— Александр Валерьевич, надо ли принимать свой возраст безропотно, как есть, или с грузом лет надо бороться?
— Для начала давайте определимся с понятием «возраст». Психологически и биологически возраст может не совпадать с календарным и паспортным. Для традиционных обществ возраст — это в первую очередь не хронологическая, а статусная характеристика. Статус тут выступает как психологическое состояние и социальное положение.
Продвижение по статусно-возрастной лестнице не определяется количеством прожитых лет, а напротив, зависит от самоощущения человека в конкретный период его жизни. Как часто мы встречаем молодых «стариков» и старых «юнцов»? Вопрос риторический! У Александра Розенбаума в одной из песен есть строчка: «Возраст — это стоимость свечей, превышающая стоимость тортов». Слова, которые точно определяют психологический статус возраста.
Психологический возраст зависит от прохождения человеком особых, событийных этапов жизни. В науке их называют обрядами инициации или другими, схожими по функции социальными процедурами. Так вот, качество ощущения, а тем более необходимости принятия своего возраста во многом зависит от этих жизненных событий. С грузом лет, если он «легкий», сами понимаете, бороться нет необходимости.
— А что, если он «тяжелый»?
— Если человек заранее подготовится к старению, то для него этот вес вполне подъемный. А вот когда такой подготовки, инициации не было, то все сложнее. Например, если юноша не отслужил в армии, в жизни ему может быть труднее состояться как воину и как мужчине. Если девушка, женщина не станет матерью, тоже. Ей будет 50, а она по психологическому статусу будет все равно девочкой…
Чем более высокое положение человек занимал в предпенсионной жизни, тем труднее ему смириться с утратой прежнего социального престижа, и это потребует специальных мер, возможно, помощи психолога.
Подготовку к переходу в иной статус (бабушки/дедушки, выход на пенсию, развод и т. д.) следует считать таким же необходимым элементом инициации в зрелом возрасте и старости, как и выбор профессии, супруга в юношеском возрасте. К примеру, неслучайно специалисты сравнивают выход на пенсию по социально-психологическому значению с обрядами инициации в первобытных племенах.
— Как в пожилом возрасте не впадать в депрессию, глядя на себя в зеркало и на молодых людей вокруг?
— Зеркало отражает форму, за которой не видно содержания. Поясню: мы видим то, что хотим видеть. И поэтому часто видим в зазеркалье не то, что есть на самом деле. Как говорят: «Смотрит, но не видит». Зеркало дает нам возможность смотреть, но не дает возможности видеть. В результате депрессия организована! Чувства собственной неполноценности, а с ним тоски и подавленности, тревоги и страха уже не избежать. В этой ситуации депрессия — это оценочная реакция утраты привлекательности (молодости форм) себя, шире — своих статусных параметров, не исключая профессиональных, должностных, материальных и прочих преимуществ.
С возрастом эта тенденция только усиливается. Человек становится более интровертным, ориентированным на свой внутренний мир, не по причине ослабления жизненной активности, а в силу снижения реагирования на свои нужды со стороны окружения. Чем ближе к старости, тем, увы, меньше на нас обращают внимания. Это обстоятельство провоцирует «уход в себя», порождая чувство сдержанности и, следовательно, увеличенную склонность к депрессивности.
Мужчины чаще, чем женщины, оценивают себя в соответствии со своим социальным статусом, поэтому у них уверенность с возрастом теряется гораздо быстрее. Сознание в этом случае сужается и вращается вокруг личных невзгод, а жизненные планы кажутся менее осуществимыми. Депрессия, как говорят специалисты, запустила человека по невротическому кругу: «ищу выход из депрессии в самой депрессии». Скажу сразу, а там его нет. Круг замкнулся…
Что делать? Надо помнить: подлинные ценности зачастую скрываются за упаковкой. Способность разглядеть их — смысл, цель и средство самопомощи. Искать выход надо и внутри, и снаружи: в восстановлении утраченных контактов и расширении связей с миром. Взгляните, например, на экскурсионные группы пожилых иностранных туристов — эти люди интуитивно нашли выход из «возрастного тупика».
Кстати сказать, различные установки по-разному влияют на состояние здоровья. Высокий уровень депрессивности способствует развитию хронических заболеваний в пожилом возрасте. А ориентация на внешний мир является преимуществом при выздоровлении, например от инсульта.
— Много ли людей подвержены так называемому «психозу старения»?
— Все рано или поздно и в разной степени испытывают как минимум тревожность по поводу старения. Это естественно. Старение же впервые приходит к нам. Как существовать в этой истории? Вопрос, ответ на который каждый будет искать самостоятельно.
Лишь отчасти это зависит от культурологических особенностей. Исследователи часто приводят в пример Японию, как общество с более чем положительным отношением к старости, где национальная мировоззренческая установка рассматривает этот статус как подготовку к новому этапу жизни.
В нашей социокультурной среде будущность для молодых людей представлена как бы на пути самоулучшения — мол, они были хороши в прошлом, а в будущем будут еще лучше. Зато люди среднего возраста и пожилые все лучшее видят в прошлом, а в перспективе — только ухудшение. Это обстоятельство только усиливает проблематику возраста.
Когда-то французский философ и психолог Леви-Брюль сказал: «Наверно, исчезнут цивилизации, которые плачут, но никогда не исчезнут цивилизации, которые смеются!» Депрессия — это обращение в прошлое, иногда — в настоящее, а смех — это бросок в будущность. Смех — великое лекарство от печали!
— Когда обычно начинается «психоз старения»?
— В момент, который в науке называют кризисом возраста. Когда внутри сознания возникает «революционная ситуация»: одна часть личности человека (культурная) говорит: «Хочу!», а вторая (биологическая): «Не могу!». Чем ближе этот период для человека, тем выше вероятность попасть в ловушку.
— А когда все проходит?
— Когда эти две части договорятся, придут к консенсусу.
— У женщин и мужчин все это происходит по-разному?
— Мужчины, в соответствии с традиционным половым стереотипом, ищут ответы и решения в пространстве социального статуса, профессиональной реализации и достижений. В обновленном статусе это имеет продолжение в форме передачи опыта молодым, сбережении подлинной мотивации жизни и профессии, верности отечеству и долгу.
Женщины находят утешение в эмоциональной привязанности к младшим родственникам (внукам, правнукам), «магически» возвращая собственное материнство, а с ним и женскую привлекательность. Бабушки — не старушки!
Но зачастую и те, и другие требуют от окружающих повышенного внимания, а главное — систематического признания того, чего уже нет, и, вероятно, не было.
— Можно ли получать от старения позитивные чувства — удовлетворение, удовольствие, наслаждение, кайф?
— Можно и нужно! В старении заключены три конфликта, которые человеку под силу разрешить. Первый — переоценка «Я» вне профессиональной роли. Многие работающие люди, особенно мужчины, рассматривают свое положение и самого себя сквозь призму профессиональной деятельности. Следовательно, работающий человек может развить в себе высокий уровень самоуважения просто потому, что он имеет социально востребованную профессию. Однако с уходом на пенсию его профессиональный статус нивелируется, и пенсионер вынужден заменить его иным видом собственной уникальности.
Второй конфликт связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела. Для большинства людей старение неизбежно сопровождается снижением тонуса и общего физического состояния. Если человек придает слишком большое значение своему здоровью и удовлетворенности жизнью, то его ждет неизбежное разочарование. Успешное старение подразумевает способность преодолеть физический дискомфорт, или, по крайней мере, найти такой род деятельности, при котором состояние организма в целом не имеет решающего значения.
Третий конфликт связан с утратой самоозабоченности. По существу, это означает, что человек примирился с фактом неизбежности смерти. Очевидно, что эту неприятную мысль можно преодолеть, заботясь о близких и пытаясь улучшить жизнь и благосостояние любимых людей.
Напрашивается вывод, что для того, чтобы наслаждаться старостью, человек должен приготовиться к ней.
Жизнь такова, как мы о ней говорим. «Старуха», «старость», «молодость прошла», «все в прошлом» и т. п. выражения создают тот самый психологический дискомфорт, который так мешает с годами. Нужно убрать из своего лексикона эту терминологию.
Порой, не задумываясь, в суете домашних дел, еще молодая хозяйка скажет: «Старуха! Забыла купить масло!», виновато извиняясь перед домочадцами. А вечером, после ужина, вдруг «случайно» ощутит внезапный прилив тоски по прошлому, когда сама была еще юной…
Человек перешагнул рубеж среднего возраста, и ему кажется, что уже все рассыпалось, жизнь закончилась, перспектив нет. Но многие люди интуитивно находят выход из кажущегося тупика. Например, начинают перечитывать классику, учить иностранные языки, сдавать на права, если раньше не водили машину, путешествовать. И у них заново просыпается интерес к знанию. Они снова ищут себя, свою идентичность — и находят ее в области знания и опыта.
Вспомните для примера образ старца в русских сказках. Это всегда второстепенный персонаж — как и сегодня, кстати, для государства и общества. В сказке он представлен в нищенской форме: ветхое одеяние, длинная борода, растрепанность, лохмотья. Как правило, он показан на фоне другого, молодого персонажа с гипертрофированной красотой или силой. Но, заметьте, старец всегда выступает в роли мудреца, обладающего магическими свойствами, который может подсказать что-то очень дельное, направить куда надо, дать путеводный клубок, подарить чудо-коня, чудо-оружие и т. д. То есть дать главному герою еще больше возможностей. И таким образом, старец сам — их олицетворение.
Знание — сила, помните об этом. В народном фольклоре, по контрасту, телесная немощь связана с внутренней силой, которую дают знание и опыт. При этом старец-мужчина обладает силой праведности, а персонаж-бабушка — силой эмоциональной. Тут происходит смещение значимости внешней привлекательности в сторону привлекательности внутренней. Что, собственно, и называется мудростью.
В разговорной речи русское слово «старик» по отношению к представителю молодого поколения обычно содержит скрытую апелляцию к некоторому жизненному опыту, которым якобы обладает адресат. «Старик, ну ты же все понимаешь…» Кстати, для народной сказочности тоже характерно это вечное желание «избавиться» от старости, вернуть ушедшую молодость магическим способом — с помощью «живой воды», «молодильных яблок» и т. д. Интересные параллели с днем сегодняшним? А ведь это намек на универсальный способ совладания с «психозом старения». На самом деле, все просто: не бегите от себя, сколько бы лет ни прошло, будьте собой.
Беседовал Владимир Воскресенский