Posted 31 мая 2016, 17:12
Published 31 мая 2016, 17:12
Modified 31 марта, 03:09
Updated 31 марта, 03:09
Прошло больше полугода с момента введения «Платона», а с недавнего времени его использование стало обязательным. Все владельцы большегрузов должны зарегистрироваться в специальной системе и платить 1,53 рубля за каждый километр, пройденный по федеральной трассе.
Нововведение привело к массовым протестам дальнобойщиков. По их мнению, из-за слишком больших поборов заниматься грузоперевозками стало вовсе невыгодно. Эту точку зрения поддержали депутаты Госдумы от КПРФ, которые решили оспорить введение «Платона» в Конституционном суде (подробнее о первом заседании читайте здесь).
В первую очередь заявители утверждали, что «Платон», по сути, является дополнительным налогом, не прописанным в Налоговом кодексе. Хотя с владельцев грузовиков уже взимают акцизы и транспортный налог. При этом коммунисты обратили внимание на то, что не было приведено доказательств повышенного травмирования дорожного полотна грузовиками. При том, что изначально «Платон» затевался именно ради сбора денег на ремонт трасс с тех, кто их больше всего портит. В связи с этим депутаты сочли неправильным, что во время начисления платы никак не учитываются технические характеристики большегрузов и не разработаны альтернативные маршруты для тех, кто не хочет ехать по федеральной трассе. Вывод: вместо возмещения вреда за порчу дороги государство создало «инструмент ограничения экономической свободы предпринимателей», что нарушает конституционные права граждан.
Разумеется, представители правительства, президента, Минюстра и Генпрокуратуры данную точку зрения не поддержали. Напротив, они сочли введение «Платона» справедливым и закономерным, а коммунистов обвинили в предвыборном пиаре.
Суд размышлял над вопросом полтора месяца. И в итоге пришел к выводу, что государство вправе накладывать дополнительную финансовую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует дороги. Судьи специально отметили, что такой подход широко применяется в практике зарубежных стран.
Вопреки надеждам депутатов-коммунистов КС РФ не посчитал сбор новым налогом. Суд не усмотрел в одновременном существовании системы «Платон», акцизов и транспортного налога признаков двойного налогообложения. Однако Госдуму предостерегли от «чрезмерного обременения» грузоперевозчиков обязательными платежами.
Все-таки само правительство не раз косвенно подтвердило, что сборы оказываются чрезмерными. После массовых протестов дальнобойщиков тариф на проезд было решено не поднимать до июня 2017 года. Кроме того, в Госдуму был внесен проект закона о зачете «платоновских» денег при начислении транспортного налога.
«В проекте закона эта мера носит временный характер. Но, как указал КС, если дальнобойщики и будут чувствовать необходимость такой меры, она должна будет действовать и дальше. Вообще любое повышение платы за проезд или отмена понижающих коэффициентов возможны только при условии предоставления адаптационного периода, за который дальнобойщики могут к этому подготовиться», — пояснил начальник управления конституционных основ публичного права КС РФ Евгений Тарибо.
Напомним, что оператором «Платона» без какого-либо конкурсного отбора стала компания «РТ-ИнвестТранспортные Системы» (РТИТС). Совладельцем предприятия является Игорь Ротенберг, сын друга Владимира Путина Аркадия Ротенберга. Это имя на суде ни разу не упомянули. Хотя именно выплаты в пользу оператора (речь якобы идет о 10,6 млрд рублей в год) и служат одной из причин возмущения оппозиционных сил.
Примечательно, что во всем деле суд счел неконституционным только момент, касающийся оператора. Было установлено, что он не имеет права выходить за рамки своих организационно-технических полномочий. То есть не может устанавливать какие-либо нормативы или применять к водителям «меры принудительного характера». Что скрывается за этим словосочетанием, так и осталось до конца неясным. Хотя в РТИТС уверяют, что они и так не претендовали на создание нормативных актов.
«Существовало толкование, по которому оператор мог устанавливать нормативные порядки и обязывал дальнобойщиков поступать определенным образом. Но мы так никогда не считали. Мы всегда толковали его как право определять технические элементы системы, оно у нас и осталось. Для нас в этом случае ничего не изменилось», — пояснил директор РТИТС по правовым вопросам Михаил Попов.
Еще один существенный вопрос касался оспаривания штрафов дальнобойщиками. Их приходится платить, если проехал по трассе без оплаты, не зарегистрировал маршрут и так далее. Суд постановил, что в вынесении штрафов не должно быть автоматизма, то есть они не могут налагаться «в отсутствие вины владельца». Таким образом, суд как бы создал необходимые оговорки для оспаривания штрафных санкций. Но большинству водителей в любом случае вряд ли захочется ввязываться в тяжбы и доказывать, что для нарушения были объективные причины (ремонт дороги, невозможность дозвониться до оператора и прочее).
Считается, что теперь все споры и дискуссии по поводу «Платона» разъяснены. Суд постановил, что до 15 ноября Госдума и правительство должны внести соответствующие изменения в законы и нормативные акты. В частности, четко прописать обязанности и характеристики оператора системы, а также порядок его определения. Но здесь законодатели будут работать задним числом. Потому что замена РТИТС на другую кампанию или же проведение объективного и открытого конкурса постановлением суда не предполагаются.
По данным РТИТС, на сегодняшний день в системе зарегистрированы 95% крупных перевозчиков. Собрано порядка 8,5 млрд рублей. Однако часть дальнобойщиков продолжает протесты.
«Мы были готовы к сегодняшнему решению суда. У нас вообще не было уверенности, что иск был подан в правильной форме. Депутаты настаивали на том, что нельзя взимать сразу несколько налогов за одно и тоже. Мы же говорим о 74 статье Конституции, согласно которой на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Думаю, сегодня КС был предвзятым. Судьи не учли мнение граждан. Мы проконсультируемся с юристами и подадим в КС свой иск от «Объединения перевозчиков России», — сказал «Росбалту» дальнобойщик Андрей Бажутин.
Новое обращение в суд дальнобойщики намерены инициировать после завершения месячного протестного автопробега. Однако рассчитывать на то, что вторая попытка окажется более удачной, не приходится. Суд ясно дал понять, что не видит ничего антиконституционного во введении «Платона». Похоже, что дальнобойщикам все же придется смириться.
Софья Мохова