Posted 27 апреля 2016, 16:35
Published 27 апреля 2016, 16:35
Modified 31 марта 2024, 03:30
Updated 31 марта 2024, 03:30
Заседание петербургского парламента кончилось до неприличного рано, а в кулуарах обсуждали совсем не проекты законов. Новость об аресте депутата Вячеслава Нотяга, который подозревается в вымогательстве крупной взятки, все еще будоражила Мариинский дворец.
Соратники опального парламентария заявили, что это только начало кампании по дискредитации всей представительной власти города, и стоит ждать новых жертв.
Лидер группы беспартийных депутатов Максим Резник рассказал журналистам историю, достойную шпионского фильма. Накануне на связь с парламентарием вышел таинственный сотрудник «компетентных органов». В ходе десятиминутного разговора информатор заявил, что в «активной разработке» у правоохранителей находятся еще как минимум 13 депутатов ЗакСа из разных фракций. Список якобы включает в себя наиболее заметных и самостоятельных слуг народа, вне зависимости от партийной принадлежности. Это «яблочники» Борис Вишневский и Александр Кобринский, коммунисты Ирина Иванова и Константин Смирнов, члены фракции «Справедливая Россия» Марина Шишкина, Алексей Ковалев и Алексей Палин, единороссы Сергей Никешин и Алексей Макаров, а также беспартийные Ольга Галкина, Максим Резник, Ирина Комолова и Сергей Трохманенко.
«Наша встреча изначально состоялась в связи с делом Вячеслава Нотяга. Но, как выяснилось из беседы, ситуация намного шире — это не дело Нотяга, а Мариинское дело или депутатское дело. Речь идет о попытке дискредитировать представительную власть в Петербурге в целом. По мнению кого-то, депутаты этого созыва вели себя недостаточно лояльно. На вопрос о мотивах поступка источник ответил, что в списке есть люди, которых он уважает и считает, что их возможное преследование связано не с борьбой с коррупцией, а с предвыборной кампанией», — пояснил Резник.
При этом благородный информатор все же поставил депутату условия, на которых беседы могли бы продолжиться. Резник обязался не раскрывать источник, но при этом должен был обязательно обнародовать список потенциальных жертв силовиков. Раз договоренность соблюдена, то в ближайшее время депутат может получить более конкретную информацию по поводу «разработки». Но не факт что все же получит. И пока абсолютно никаких зацепок нет. Но Резник отметил, что накануне ему поступило несколько звонков с «настоятельной просьбой» не обнародовать информацию о списке, что, по его мнению частично подтверждает правоту сообщенных сведений.
При этом собеседник Резника не назвал конкретных инициаторов разработки дел.
«Он сказал только, что об этом не трудно догадаться. Мои нетрудные догадки говорят, что заказчиками являются политические вертухаи, фамилии которых я неоднократно называл. Ищите их в известном здании в нескольких километрах от ЗакСа», — заключил депутат.
Резник не стал персонализировать обвинений, опасаясь судебных преследований за клевету. Но внимательные читатели наверняка подумают, что депутат намекает на Смольный и исполнительную власть, которая якобы пытается приструнить вольных парламентариев.
Однако депутаты из списка сочли информацию о том, что на них собирают досье, скорее забавной, чем тревожной. Большинство из них отметили, что никак не собираются корректировать свои действия или проявлять особую осторожность. К тому же в само существование и списка, и анонимного доброжелателя поверили не многие.
«Я думаю, что это информационный слив. Такой список существует в головах у политтехнологов и черных пиарщиков, но не у сотрудников органов. Если человек из некого силового ведомства действительно обнародовал информацию, коллеги бы его сразу вычислили и нашли. Так что больно все это неправдоподобно. И создается впечатление, что некоторые депутаты туда добавлены просто для большей убедительности», — считает Марина Шишкина.
«Яблочники» в подобную заботу со стороны сотрудника органов тоже не верят. «Конечно, все депутаты и чиновники находятся под пристальным вниманием в силу своего статуса. Но в анонимного доброжелателя я не верю, подобным образом органы не действуют. Думаю, что это информационный вброс с целью создать дымовую завесу. Относиться к этому всерьез невозможно», — заявил Борис Вишневский.
Его коллега Александр Кобринский и вовсе полагает, что таким образом Максим Резник пытается шантажировать спикера ЗакСа. «Очевидно, что ему очень страшно. И он говорит: «Это атака не на Нотяга и не на меня, а на весь парламент, помогите скорее». Шантаж направлен не на тех, кто в списке, а на руководство ЗакСа. Резник просит, чтобы его защитили, иначе плохо будет всем. Такая тактика вызывает жалость и кажется мне большой ошибкой», — отметил «яблочник».
Единоросс Алексей Макаров сообщил, что узнал о списке из СМИ и Резник не пытался лично предупредить его о какой-либо угрозе. К возможному уголовному преследованию парламентарий отнесся философски. «В нашей стране есть хорошая пословица — от сумы да тюрьмы не зарекайся. Это правда. Как юрист с красным дипломом я прекрасно понимаю, что был бы человек, а статья найдется. Как это ни печально. Так что у нас тут ситуация, как в «Десяти негритятах», — заявил Макаров.
Коммунистка Ирина Иванова тоже не казалась обеспокоенной новостями. Она с улыбкой сообщила, что действительно могла насолить власти, так как активна во многих сферах деятельности, но, разумеется, продолжит свою работу.
Кажется, единственными людьми, воспринявшими слова Резника всерьез, стали его соратники по группе независимых депутатов.
«Думаю, за 20 лет политической деятельности я заслужила место неком списке. Так что в существование такого перечня имен вполне верю, особенно перед выборами, когда власть в очередной раз пытается создать управляемый парламент. Понятно, что усиливается внимание к наиболее самостоятельным депутатам. Но является ли конкретный список Резника дезой или правдой — не знаю. Точно могу сказать лишь, что это не какая-то его хитрость. Перед выборами людям из этого списка, очевидно, будет сложнее работать со спонсорами. Никто не захочет иметь дело с тем, кого взяли на карандаш спецслужбы. Так что эта попытка обнародовать информацию самому Резнику может дорого обойтись», — отметила Ирина Комолова.
В свою очередь Ольга Галкина заявила, что исполнительной власти явно не нравится то, что она критикует губернатора, а также защищает обманутых дольщиков. Арест Нотяга парламентарий считает звеном той же цепи.
«Силовая сторона рассматривает его как устрашение и предупреждение, чтобы мы проявляли меньшую активность в предвыборный период. Но на мою деятельность сейчас может повлиять только арест. Хотя сложно представить, что можно мне инкриминировать. Любопытно, «разработкой» каких эпизодов в отношении меня занимаются органы», — заключила Галкина.
Подробности продолжения этой истории, разумеется, интересуют не только Галкину. Наверняка и другим жителям Петербурга хотелось бы знать, что силовики смогли накопать на чуть ли не четверть парламентариев. Но теперь мы можем только ждать, исполнит ли таинственный информатор свое обещание. Может быть, уже сейчас он назначает депутату Резнику очередное секретное свидание на какой-нибудь конспиративной квартире.
Софья Мохова