Posted 11 марта 2016, 16:47

Published 11 марта 2016, 16:47

Modified 31 марта, 04:03

Updated 31 марта, 04:03

Летчику подрезали крылья

11 марта 2016, 16:47
В Петербурге судят пилота, обвиняемого в покупке прав. Мужчина перевозил пассажиров международных рейсов. Проблема системная, но в России на это попросту закрывают глаза.

В 2013 году в Петербурге разразился громкий скандал вокруг учебного авиацентра «Крылья Невы» — тогда оперативники ФСБ получили информацию о том, что там практически любой мог купить летную лицензию и стать пилотом. К продаже предлагались права для любителей и пилотов коммерческой авиации. Против генерального директора учебного центра Андрея Кочарыгина возбудили несколько уголовных дел. Кочарыгина арестовали. По данным следствия, с ноября 2012 по февраль 2013 года он брал взятки за оформление и выдачу документов, подтверждающих квалификацию летчиков.

В июле 2015 года центр «Крылья Невы» закрыли за выдачу поддельных пилотских удостоверений, а Росавиация аннулировала 57 свидетельств у несостоявшихся «пилотов». Тогда же под пристальное внимание Следственного комитета попал и летчик авиакомпании «Россия» Андрей Манеев. Мужчина родом из Челябинска, в Петербург перебрался в 2014 году. В Северной столице получил статус второго пилота на Airbus, летал как по внутренним направлениям (Москва, Минеральные воды), так и по международным (Израиль). Вот только следователи предположили, что он права купил.

Согласно материалам дела, еще в 2011 году Манеев, находясь в Челябинске, через своего приятеля познакомился с Кочарыгиным. С последним он договорился об изготовлении «липовых» документов, свидетельствующих о прохождении курсов в авиацентре. На основании этих документов Высшая квалификационная комиссия Росавиации присвоила Манееву квалификацию пилота коммерческой авиации и выдала соответствующее свидетельство. За это Кочарыгин якобы получил от обвиняемого 150 тыс. рублей.

Следственный комитет по неизвестным причинам не сообщил, в какую авиакомпанию устроился Манеев, но зато рапортовал, что тот «извлекал для себя материальную выгоду».

«На основании подложных документов Манеев с ноября 2014 года по февраль осуществлял международные рейсы, тем самым выполнял работу по перевозке воздушным транспортом пассажиров, не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, поскольку не владел техникой пилотирования и самолетовождения в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета в случае, если командир воздушного судна по состоянию здоровья или другим причинам не смог бы выполнять свои обязанности», — сообщало управление на транспорте СК РФ.

Мужчине предъявили обвинение по 48 эпизодам (по числу вылетов) статьи об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и по одному эпизоду статьи о коммерческом подкупе. Дело ушло в Московский райсуд Петербурга, первое заседание состоялось в пятницу, 11 марта. Манеев от журналистов скрываться не стал, напротив, охотно раздавал комментарии о своей невиновности.

«Меня проверили, дали мне допуск, инструктор дал официальное разрешение для работы в компании. Если бы я не соответствовал требованиям, я бы не работал. А Следственный комитет решил сделать на мне план по раскрытию преступлений», — подчеркнул обвиняемый.

В данный момент Манеев фактически безработный — авиакомпания отстранила его от выполнения обязанностей. Дело в том, что тренажеры, на которых упражняются пилоты, находятся за рубежом, куда обвиняемому в связи с уголовным делом доступ закрыт. Каждый летчик должен раз в полгода проходить обучение. И не важно, какая у него квалификация — есть такое правило. Если не прошел, то не допустят до штурвала. «Данная авиакомпания арендует тренажеры за границей, куда моего клиента не выпускают», — сказал «Росбалту» адвокат Манеева Сергей Апончук.

В суде пока еще действующий пилот намерен доказывать свою невиновность. Но процесс будет долгим — в списке заявленных свидетелей около 30 человек.

Между тем проблема с фиктивными летными правами гораздо шире и опаснее, чем может показаться на первый взгляд. Одно дело, когда поддельные удостоверения приобретают водители легковых автомобилей, в случае же с авиацией на кону сотни человеческих жизней.

В 2014 громкий скандал разразился вокруг компании «Уральские авиалинии». В ходе проверки Следственного комитета выяснилось, что один из пилотов гражданской авиации не проходил никаких курсов обучения, а права купил все в том же центре авиации «Крылья Невы». Летом 2015-го над Истринским водохранилищем произошло столкновение гидроплана и вертолета. Позднее СМИ сообщили, что пилот, сидевший за штурвалом самолета, управлял им по купленным правам. Удостоверение он якобы приобрел в Федерации любителей авиации России. Хотя в РФ выдавать такие документы могут только государственные органы.

В 2015 году Росавиация поймала 150 пилотов с недействительными правами. По данным ведомства, пилоты зачастую получали свидетельства по фальсифицированным документам, предоставляя фиктивные справки или подписывая себе число практических занятий. В связи с этим Росавиация предложила ужесточить административную ответственность для лиц, которые желают получить поддельное свидетельство пилота. А именно — увеличить штраф в 600 раз — с 500 до 3 млн рублей.

Авиаэксперт Андрей Меньшенин отмечает, что проблема вокруг «липовых» прав не нова, но в России на подобные случаи попросту закрывают глаза, откладывая их решение «на потом».

«Есть история с „Крыльями Невы“, где якобы несколько сотен человек получили нелегальные летные удостоверения, но утверждать, что каждый второй пилот в авиакомпаниях является обладателем таких документов — неправильно. Понятно, что людей с такими документами больше среди тех, кто был вынужден проходить переподготовку на пилота коммерческой компании. Эти люди вынуждены были ранее оставить свою карьеру, но потом к ней вернулись. В меньшей степени это касается молодых пилотов, которые приходят из учебных заведений», — отметил Меньшенин.

По словам собеседника «Росбалта», выдача документов принимается исключительно в Росавиации — именно чиновники ответственны в том случае, если не распознали подложные документы.

По последним данным, легальный вариант получения пилотского удостоверения обойдется в 2 млн рублей. Сколько стоят фиктивные права, сказать сложно, но, по разным оценкам, они в полтора-два раза дороже. Впрочем, ради ежемесячной зарплаты в 300 тыс. рублей некоторые предпочитают один раз раскошелиться.

Илья Давлятчин

Подпишитесь