Posted 2 марта 2016, 16:25
Published 2 марта 2016, 16:25
Modified 31 марта, 04:08
Updated 31 марта, 04:08
Все официальные лица продолжают отрицать наличие предвыборного противостояния между спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым и командой главы города Георгия Полтавченко, в которой ключевую роль играет вице-губернатор Александр Говорунов. Однако факты говорят сами за себя. Так, в январе парламент и администрация сошлись в битве за вакантное место в Горизбиркоме. Накануне избирательной кампании эту должность можно было считать стратегической. В итоге кресло в ГИК досталось ставленнику Макарова Дмитрию Краснянскому. Теперь именно он должен был противостоять главе комиссии Алексею Пучнину, который ранее демонстрировал лояльность губернатору и в своих симпатиях тяготеет к представителям Смольного.
Однако Пучнин проявляет себя как не самый простой человек в случаях, когда доходит до взаимного давления. Что глава ГИК и продемонстрировал 24 февраля, когда провел в Смольном заседание комиссии в ограниченном составе. Краснянского, разумеется, не позвали. Такое поведение вызвало гнев у покровителей нового члена Горизбиркома. Традиционно в роли рупора спикера выступил независимый депутат Максим Резник, разразившийся разгромными цитатами в адрес Пучнина и Говорунова (в Смольном именно последний назначен ответственным за работу на выборах, в том числе за взаимодействие с избирательными комиссиями).
«Если они собрались попить чайку, то это можно делать в нерабочее время в кафе. Если же это официальная встреча, то ее формат не только подтверждает наши претензии к Александру Говорунову по поводу „кураторства“ выборов, но и является провокацией по отношению к Законодательному собранию», — возмущался Резник.
На совете фракций 29 февраля депутат предложил внести в повестку вопрос о выражении вотума недоверия вице-губернатору. В прошлом году тот же Резник инициировал аналогичный документ, который касался «кураторства» выборов Говоруновым. Тогда запрос губернатору приняли, но глава города предсказуемо защитил подчиненного и ответил, что тот не делает ничего незаконного.
Однако в этот раз недоверие выражать не стали. За вотум проголосовали всего 15 депутатов. Выяснилось, что спикер предпочел более мягкую форму воздействия — было решено написать письмо с претензиями по поводу методов работы Горизбиркома.
«Письмо инициировано советом фракций. Я убедил коллег не делать резких движений в виде запроса губернатору, а написать письмо. Любить или не любить членов Горизбиркома — это не из области политики. Все должны соблюдать закон. Никаких тайных переговоров быть не должно», — объяснил Макаров.
Самое туманное в этой истории — сам текст послания. Спикер отказался говорить, упоминаются ли в письме конкретные лица, например Алексей Пучнин и Александр Говорунов. Депутаты при этом признаются, что письмо подписывали, но не всегда читали его от начала до конца. Во всяком случае, при ответе на вопрос о формулировках парламентарии путаются в показаниях.
«В письме указан факт, что на одно из рабочих заседаний, на котором представители ЗакСа должны были не только слушать, но и обсуждать, их не пригласили и не позвали. Но никаких фамилий и даже намека на них там нет», — отметил Дмитриев.
«Я прочитал текст от начала и до конца, там все написано очень деликатно и обтекаемо. Нет никаких претензий к конкретным личностям или руководству Горизбиркома, а только к действиям исполнительной власти», — рассказал «яблочник» Борис Вишневский.
В то же время ряд других депутатов утверждает, что фамилии там есть.
Официально текст предоставлять никто не хочет. В распоряжении «Росбалта» имеется предположительный вариант письма, в котором Алексей Пучнин действительно не упоминается. Зато про совещание на тему выборов в Смольном под руководством Говорунова говорится в первом абзаце.
«Депутаты крайне возмущены тем фактом, что обсуждение столь важных вопросов намеренно проводилось без участия некоторых членов Горизбиркома, назначенных ЗакСом. Такой подход не только дискредитирует исполнительные органы госвласти Петербурга, но и ставит под сомнение открытость и прозрачность выборов», — сообщается в письме. Далее указывается, что данный случай показал «выборочные стандарты» взаимодействия Смольного и членов ГИК. В завершении говорится, что подобное нарушение принципа равенства считается недопустимым.
Максим Резник сообщил, что данный вариант в лучшем случае является отрывком из письма. «Я его полностью не читал. Но в конце там точно был абзац с просьбой дать оценку сложившейся ситуации. А также приглашение для губернатора приехать в ЗакС на обсуждение отчета Контрольно-счетной палаты о проверке Горизбиркома», — рассказал депутат.
Кстати, аудит комиссии «совершенно случайно» начался на пике противостояния между спикером и Смольным и должен завершиться к 16 марта.
Вероятно, текст письма не афишируется по той причине, что его подписание в парламенте идет вовсе не так активно, как хотелось бы Макарову. Предположительно, послание пока подписали примерно столько же депутатов, сколько проголосовали за вотум недоверия Говорунову. Факт того, что они поставили свои автографы под письмом, подтвердили депутаты из КПРФ, «Яблока», сам Макаров, а также несколько единороссов. В итоге — меньше двух десятков депутатов, что, конечно, далеко от триумфальной цифры 50, к которой стремился спикер.
Но даже если этот раунд противостояния будет проигран, Макаров уже проявил максимум своего влияния в ключевом предвыборном вопросе. Рабочая группа Горизбиркома предварительно утвердила нарезку округов, предложенную не кем иным, а Краснянским. Других вариантов у группы в принципе не было. Поэтому можно ожидать, что уже завтра ГИК одобрит схему, так или иначе лоббированную Макаровым и удобную для него и его ближайших соратников по «Единой России». Хотя сам спикер продолжает упорно отрицать, что он и партия власти имеют какое-либо отношение к нарезке.
Софья Мохова