Posted 20 августа 2015, 20:58
Published 20 августа 2015, 20:58
Modified 31 марта 2024, 06:40
Updated 31 марта 2024, 06:40
Почти месяц прошел с того момента, как общественность узнала о желании РПЦ получить в безвозмездное пользование Исаакиевский собор и Спас-на-Крови. С тех пор прояснилось не многое. Вопросы «как», «когда» и «зачем» в большинстве своем остаются без ответа. Администрация города хранит молчание.
О просьбе епархии о передаче Исаакиевского собора со ссылкой на некие источники 23 июля сообщил петербургский депутат Максим Резник. Представители епархии позднее подтвердили, что письмо на имя губернатора действительно было отправлено за несколько дней до этого. Инициатива церкви стала сюрпризом для многих, в том числе и для самого директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова (подробнее о завязке ситуации читайте здесь).
Позднее чиновники Смольного сообщили, что РПЦ одновременно претендует и на Спас-на-Крови. Профильным комитетам городской администрации поручили подготовить рекомендации по поводу передачи соборов. Меж тем информационное пространство бурлило от возмущенных комментариев. За сохранение музеев в нынешнем виде выступило Министерство культуры. А депутаты петербургского ЗакСа, недовольные тем, что такие важные вопросы решаются без участия общества, даже попытались инициировать городской референдум.
Но идея с референдумом потерпела фиаско. Горизбирком отказал инициативной группе в регистрации на основании того, что вопрос, который предполагалось внести в бланк для голосования, имел слишком размытую формулировку. Вопрос звучал так: «Согласны ли вы с передачей каких-либо объектов из состава музейного комплекса государственного музея-памятника Исаакиевский собор в ведение каких-либо религиозных организаций?»
«В данном случае формулировки слишком общие, не понятно, что и кому передавать. Ответ на вопрос референдума должен быть однозначным», - заключил глава Горизбиркома Алексей Пучнин.
По сути, формулировку вопроса должны были оценивать не в Горизбиркоме, а на следующем этапе организации референдума – при рассмотрении в ЗакСе. Однако комиссия нашла и другие недочеты в документах, в частности, несоответствие паспортных данных членов инициативной группы. К этим основаниям для отказа в ходатайстве придраться было невозможно.
Решение Горизбиркома шоком не стало. Все-таки комиссия несколько раз отказывала в проведении референдума о строительстве "Охта-центра". Последнее волеизъявление горожан состоялось еще в далеком 1991 году и касалось выбора между Ленинградом и Петербургом в качестве места жительства. С тех пор данный механизм ни разу не работал. Инициативная группа, конечно, готова еще и еще подавать заявки на проведение референдума, но даже сами ее члены, похоже, не особо верят в успех.
Дело в том, что передача церкви имущества религиозного назначения регулируется законом 2010 года, и никакого участия народа в этом процессе не предусмотрено. Достаточно заявки от религиозной организации в свободной форме, при этом оснований для отказа не много, и все они, вроде, не подходят к сегодняшней ситуации. Таким образом, городским властям как будто не остается ничего иного, как передать соборы епархии. Положенный месяц с момента обращения уже прошел, но Смольный хранит молчание.
«Ответ еще готовится», - сообщил пресс-секретарь губернатора Петербурга Андрей Кибитов. Меж тем комитет по культуре подготовил свои рекомендации по вопросу еще в начале августа. В ведомстве признали передачу церкви соборов нецелесообразной. Однако поставить точку в эпопее по закону должен губернатор. Но он то был в отпуске, то в командировке. И в отсутствие внятного решения люди продолжали представлять себе, как это будет, когда музеи перейдут в ведение РПЦ.
Но дело в том, что в самой церкви то ли действительно толком не продумали всех деталей, то ли не хотят их раскрывать. Во всяком случае вопросы о том, что будет с музеем как с юридическим лицом, какая судьба ожидает его сотрудников, кто оплатит будущую реставрацию и будет отвечать за сохранность памятника, остались без ответа.
«Есть вопросы, которые мы не обговорили до конца и которые в процессе должны решаться. Существует много вариантов того, как могут сочетаться музейная и богослужебная функции. Пока есть только наш вопрос губернатору, но нет ответа официального. Так что это только первый этап диалога», - сообщил председатель комиссии епархии по архитектурно-художественным вопросам, архимандрит Александр.
Служители церкви говорят о том, что вход в соборы будет бесплатным. Однако не понятно, откуда тогда возьмутся средства на содержание всего имущества. В данный момент Исаакиевский собор находится на самоокупаемости и даже приносит в городскую казну деньги, в то время как на реставрацию Казанского (находящегося в ведении РПЦ) городу приходится стабильно выделять средства.
И все же самым главным вопросом остается «зачем?». Между церковью и городом давно заключена договоренность, богослужения во всех четырех храмах музея «Исаакиевский собор» проходят регулярно.
«Первое соглашение о взаимодействии и совместной работе c епархией было подписано в 1990 году, с тех пор оно развивалось, получало дополнения. Богослужения согласованы ежедневно в Cмольном и Cампcониевском соборах, четыре раза в неделю в Исаакиевском и не менее одного раза в неделю в Спасе-на-Крови. Получается, что музей обеспечивает абсолютно безвозмездно не менее 600 богослужений в год. Нашему взаимодействию с епархией не две недели, мы им гордились, и до прошлого месяца никаких претензий не было”, - удивляется Николай Буров.
Исполнительный директор Фонда им. Д.С. Лихачева Александр Кобак отмечает, что Исаакиевский, Петропавловский соборы и Спас-на-Крови являются памятниками российской государственности федерального значения. Поэтому закон о передаче в ведение церкви не должен применять к ним «механически».
«До революции в Петербурге было 17 городских соборов. Три снесены, два являются ведомственными. Из оставшихся 12 пять возвращены церкви и четыре находятся в совместном пользовании. То есть нет ни одного собора, где не велись бы богослужения постоянно или периодически. С моей точки зрения, необходимо сохранить совместное использование города и епархии», - полагает эксперт.
Но выяснилось, что все дело в такой мелочи, как акценты. В епархии уверены, что Исаакиевский должен быть не музеем-храмом, а храмом-музеем. При этом сами священнослужители считают, что беспокойство горожан во многом надумано и на самом деле церковь вовсе не руководствуется никакими материальными вопросами и ратует за мир во всем мире.
«Я не согласен с тем, что церковь обостряет ситуацию. Мы спокойно подали просьбу, в ней нет ничего криминального, мы ничего не требуем и обращаемся на основании закона. Все должно проходить в спокойном русле», - сообщил ректор Петербургской духовной академии, архиепископ Петергофский Амвросий.
При этом противники передачи соборов часто указывали на то, что Исаакиевский строился не на деньги РПЦ, а за счет казны. Однако и на этот аргумент у епархии есть свое возражение. «Cкажите, а для чего собор был построен? Чтобы стать музеем? Это не было его предназначением», - сообщила руководитель сектора коммуникаций петербургской митрополии Наталья Родоманова.
Но, несмотря на желание епархии «сохранить мир», ситуация получилась обратной. Во многом потому, что церковь почему-то хотела осуществить операцию по передаче соборов втихаря, никак не подготовив к этому общество. Волей-неволей закрадываются мысли о подспудных причинах происходящего. Так, депутат Максим Резник считает, что все основывается на перераспределении финансовых потоков.
Как бы то ни было, РПЦ сейчас является слишком серьезной организацией, имеющей непосредственное влияние на власть (про разделение церкви и государства все уже забыли). Поэтому чиновники Смольного указывают на то, что окончательное решение только на бумаге принимает петербургская администрация. На самом деле надо брать выше. Так что пока ждем распоряжений сверху.
Софья Мохова