Posted 14 мая 2015, 20:27

Published 14 мая 2015, 20:27

Modified 31 марта, 08:06

Updated 31 марта, 08:06

Последняя правда Немцова

14 мая 2015, 20:27
Авторы доклада «Путин. Война» мечтают изменить общественное мнение о ситуации на Украине. Проблема в том, что многие россияне просто не способны поверить никаким доказательствам, если об этом не скажут по Первому каналу.

Идея написать экспертный доклад о войне на Востоке Украины появилась у Бориса Немцова в конце 2014 года. Он начал собирать материалы, придумал концепцию, встречался с информаторами. Но увидеть итог этой работы Немцову не удалось. Доклад дописали соратники оппозиционера – политики, журналисты и экономисты.

«Вот глава под названием «Военторг Владимира Путина». Разве это законно? Оскорбление верховного главнокомандующего России!» - возмущается молодой человек в очках. Он держит в руках увесистую брошюру «Путин. Война». 64 страницы – это больше, чем любой другой ранее изданный Немцовым доклад. Правда, тираж пока ограниченный – всего 3 тыс. экземпляров. Его планируют раздать на презентациях в российских городах. Первая из них прошла в Москве, вторая – в четверг в Петербурге.

Представлять доклад приехал член политсовета РПР-ПАРНАС и давний соратник Немцова Илья Яшин. В первую очередь он решил успокоить как раз тех, кто заподозрил в докладе признаки экстремизма.

«Ничего противозаконного в этом докладе нет, он абсолютно легален и содержит в значительной степени информацию из открытых источников. Его задача – защита национальных интересов страны. Мы убеждены, что та подлая, циничная война, которая развязана на Востоке Украины, вредит России. Она ведет к экономическому кризису, влечет за собой огромные политические издержки, создает условия для изоляции нашей страны и бьет по карману рядовых граждан, хотя далеко не все это понимают», - пояснил политик.

В последние годы своей жизни Борис Немцов регулярно издавал доклады, посвященные деятельности Владимира Путина и его окружения. В них было много информации из сомнительных источников, а факты порой подменяла протестная риторика. Последние детище Немцова получилось максимально нейтральным и больше похожим на альманах для тех, кто пропустил все новости за последние полтора года. События в Крыму, затем начинаются военные действия в Донбассе, украинцы захватывают российских десантников на своей территории, в Пскове тайно хоронят убитых, падает малазийский Боинг…

Роль России в украинском конфликте – одна из ключевых тем в информационном пространстве последнего года. Люди, регулярно следящие за СМИ вроде РБК, «Коммерсанта», «Новой газеты», а также «Росбалта», вряд ли обнаружат в докладе что-то принципиально новое. Большая часть данных действительно взята из открытых источников, в том числе социальных сетей и YouTube. «Мы все повторно проверяли, массив материалов был огромный. То, что не нашло подтверждения, было отсеяно», - отметил Яшин.

Правда, имеются ссылки и на источники в российской власти, которые авторы доклада не могут назвать по понятным причинам. Есть информация, основанная на личных связях Немцова с родственниками погибших в Донбассе российских солдат. В докладе сказано, что летом 2014 года в Россию вернулось «не менее 150 гробов с пометкой «Груз-200», а в январе-феврале 2015 года на Украине «погибло не менее 70 российских военных». При этом 17 погибших десантников были из города Иваново – записка с такими данными была найдена в вещах Немцова. «Но пока боятся говорить», - написал оппозиционер о родственниках военных. После смерти Немцова контакт с этими семьями вовсе был потерян. Они уже просто боялись за свою жизнь, полагает Яшин.

За экономическую составляющую в докладе отвечал бывший председатель правления ЦБ РФ Сергей Алексашенко. По его подсчетам, прямые расходы России на войну в соседнем государстве за 10 месяцев составили 53 млрд рублей. При этом авторы доклада ссылаются на информацию о том, что содержание одного отечественного «добровольца» в Донбассе обходится в 350 тыс. рублей в месяц. Понятно, что эти данные проверить невозможно. Также Алексашенко подсчитал, что на украинских беженцев бюджет уже потратил около 80 млрд рублей, а война санкций привела к инфляции в размере 5,5%.

Ключевой тезис всего доклада: война якобы была развязана для укрепления электоральных перспектив и выгод президента РФ. И в каждой главе авторы пытаются донести до читателей свою версию «правды», в первую очередь - убедить, что и русские военные, и техника на Востоке Украины есть. Но проблема в том, что те 200 тыс. человек, которые уже прочитали текст в Интернете, и так давно убеждены. Они читали текст Елены Костюченко о бурятском танкисте, текст Льва Шлосберга о десантниках из Пскова. Однако авторы доклада уверяют, что их целевая аудитория совсем другая.

«Этот текст нужно донести до тех, кто не пользуется Интернетом, до тех, кто привык смотреть госканалы, читать государственные газеты и верить пропаганде. Наша задача была в том, чтобы сконцентрировать все доказательства под одной обложкой. Мы не будем никого заставлять читать, а будем разговаривать с теми, кто готов обсуждать содержание. Дояркой, рабочим с Уралвагонзавода, байкером – с кем угодно. Это сложная дискуссия. Просвещение - это не вопрос одного дня, но если эту работу не вести, то в России ничего не изменится», - говорит Яшин.

По словам оппозиционеров, доклад написан не в качестве «обвинительного заключения для Гаагского трибунала» и не предназначен для западных политиков (о чем сейчас пишут провластные авторы). Его будущие читатели – обычные россияне. Раздавать доклад оппозиционеры намерены в том числе и на улицах с помощью волонтеров. Правда, сначала надо собрать средства на печать доклада. Сбор денег будет происходить до 1 июня, а потом еще предстоит найти типографию. Печатать доклад во многих местах отказываются, да и первая партия не содержит выходных данных, так как выпущена типографией на условиях анонимности.

Изменить власть в стране через изменение общественного мнения. Разве не об этом мечтали еще демократы XIX века, устраивавшие хождения в народ? Только думается, что рабочие и колхозники, ознакомившись с тестом доклада, могут сказать: «И что?». Российские войска куда-то ввели? Так мы этого и хотим. Инфляция? Ради державы потерпим. А многие жители страны просто неспособны поверить никаким доказательствам, если об этом не скажут по Первому каналу. Пока президент не объявит, бесполезно показывать им фото российской военной техники в Луганске.

Возможно, это действительно вопрос смены поколений и долгих лет работы. И в будущем о последнем докладе Немцова напишут в учебниках истории как о катализаторе, который когда-то давно дал толчок к переменам в сознании россиян. Создатели доклада делают вид, что в это верят, хотя, может, это и не так. Но не доделать эту работу после смерти Немцова, как бы спорно в итоге ни вышло, они просто не могли. Как написал журналист Олег Кашин, такая память об оппозиционере «важнее любого переименования улицы или мемориальной таблички».

Софья Мохова

Подпишитесь