Posted 13 марта 2015, 18:31
Published 13 марта 2015, 18:31
Modified 31 марта, 09:00
Updated 31 марта, 09:00
Олигарх Михаил Прохоров покинул созданную им в 2012 году партию «Гражданская платформа». Когда-то амбициозный проект окончательно превратился в очередной спойлер. На политическом небосклоне становится все меньше легальных партий, к которым может примкнуть уважающий себя оппозиционер.
О своем решении уйти из «Гражданской платформы» Прохоров объявил сегодня днем на внеочередном заседании федерального гражданского комитета партии (ФГК). Он также призвал соратников покинуть «изживший себя, бессмысленный политический проект». После чего о выходе из партии заявили почти все знаковые фигуры – сестра олигарха Ирина Прохорова, Людмила Улицкая, Александр Любимов, Михаил Барщевский, Леонид Ярмольник, Елизавета Глинка и Андрей Макаревич, травля которого и стала формальной причиной для раскола.
Напомним, что 21 февраля колонна «Гражданской платформы» приняла участие в Антимайдане, по сути, выразив одобрение политическому курсу российской власти. На этой акции у некоторых участников были плакаты «Макаревич – организатор Майдана». Оскорбляли музыканта и со сцены. Позже ряд региональных отделений вовсе потребовал исключить Макаревича из партии, посчитав, что он наносит ей «имиджевый ущерб». Одновременно часть оппозиционеров, придерживающихся противоположных взглядов, поспешила покинуть ряды дискредитировавшей себя организации (подробнее о конфликте читайте здесь).
За новый пропутинский и, как оказалось, антиолигархический курс отвечает глава федерального политкомитета (ФПК) «Гражданской платформы» и экс-депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов. Он вступил в открытую идеологическую конфронтацию с Прохоровым и заявил, что партия прекрасно обойдется без своего создателя. Мы за Крым и против революций, не раз повторил Шайхутдинов в разговорах с журналистами. Иными словами, «Гражданская платформа» захотела встроиться в систему типичных провластных спойлеров.
Хотя олигарх и его сестра давно отстранились от руководства организацией, Прохоров все же решил расставить точки над «i». По его мнению, оставаться в запятнавшей себя предательством партии было невозможно. Бизнесмен предложил либо вовсе ликвидировать «Гражданскую платформу», либо дать ей другое название. Теперь этим придется заниматься Шайхутдинову, который из партии не только не вышел, но и продолжает ее возглавлять. Он уже объявил о партийной конференции 24 марта, и дал понять, что «Гражданская платформа» продолжит свое существование с новой политической программой и новыми членами.
Прохоров в свою очередь обвинил оппонентов в лице Шайхутдинова в желание попасть в Госдуму «за 30 сребренников». Олигарх заявил, что в современной России политики нет, и туманно анонсировал некий неполитический проект, где бывшие сторонники «Гражданской платформы» смогут реализовать свой потенциал.
При этом многие и члены партии, и ее сторонники заранее не знали, чем закончится противостояние двух идеологий. Некоторые втайне надеялись, что Прохоров «зачистит» ряды и снова возглавит "Платформу".
«Финал был и для меня, и для коллег, с которыми я общался накануне, совершенно неожиданным. В спорте такие финиши называют «валидольными», - рассказал Валерий Федотов, который решил вступить в «Гражданскую платформу» после выхода из «Единой России» - Сам бы я предпочел, чтобы партия сохранилась в виде единства противоположностей, разделившись на либерал-патриотический и «либерал-аристократический» фланги. Однако коллеги приняли решение о выходе. Я пока удерживаюсь от соблазна красиво бросить партбилет на стол. Вступать в третью партию за три года очень не хочется. Участие «Гражданской платформы» в Антимайдане и травля Макаревича мне не нравятся, но при этом и к сторонникам революции себя никак не могу отнести. Я пока отложил решение до съезда, после которого станет понятна окончательная конфигурация партии».
Однако депутаты петербургского ЗакСа, ставшие сторонниками «Гражданской платформы» в 2013 году, ждать не стали. О своем разрыве с ней объявили Максим Резник, Ольга Галкина и Вячеслав Нотяг.
«Мы втроем считаем себя свободными. Из партии уже вышли все, с кем мы были готовы сотрудничать. Произошел ее рейдерский захват. Так что для нас тема «Гражданской платформы» отныне закрыта», - сообщил Резник.
Когда-то Резник, Нотяг и Галкина были исключены из «Яблока», по спискам которого и прошли в ЗакС. Теперь депутатам придется искать новое партийное прибежище. Выборы в парламент состоятся уже в следующем году, и к тому моменту не иметь никакой организационной опоры будет крайне некомфортно. Учитывая, что податься особо некуда. Легальных политических партий, имеющих электоральный потенциал, катастрофически мало.
Впрочем, не одни депутаты ЗакСа оказались без крыши над головой. Депутат Госдумы Оксана Дмитриева уже заявила о своем скором уходе из «Справедливой России» и создании нового партийного проекта. Ходят слухи, что экс-сторонники «Платформы» могут к нему примкнуть. Пока же сам Резник воздерживается от громких заявлений. «Будем искать организацию, соответствующую нашим взглядам. Идеологически они остались неизменными. Но в нынешних условиях политической турбулентности импульсивных решений от нас не ждите», - заключил депутат.
Впрочем, политолог Евгений Негров уверен, что Дмитриева и Резник объединятся только в крайнем случае – если ситуация для оппозиции в стране станет чрезвычайно тяжелой. Эксперт полагает, что эти политики найдут себя в других объединениях и не пропадут из поля зрения общественности.
«Что касается «Гражданской платформы», тот этот бренд дискредитировал себя полностью, вскоре он уйдет в небытие. Для самого Прохорова он стал чемоданом без ручки, который было необходимо бросить. Занятие политикой требует определенных амбиций, заинтересованности человека в публичности. Прохоров в силу своего характера и психотипа к этому не был готов”, - пояснил политолог.
“Гражданская платформа” не стала первой политической неудачей Прохорова. До нее было “Правое дело”, завершившееся с аналогичным финалом. Поэтому эксперты не исключают, что олигарх снова придет в политику, когда в Кремле посчитают это необходимым. Как известно, иногда им требуется контролируемая оппозиция.
“Прохоров - системный человек, он имеет договоренности и обязательства, - заключает Негров. - То есть существует возможность его заинтересовать и убедить в необходимости такого шага”.
Софья Мохова