Posted 1 марта 2015, 21:40
Published 1 марта 2015, 21:40
Modified 31 марта 2024, 09:11
Updated 31 марта 2024, 09:11
Смерть Бориса Немцова не только объединила разношерстных петербургских оппозиционеров, но и заставила выйти на улицы тысячи обычных людей. В последний раз такое единодушие среди горожан ощущалось во время протестной зимы 2011-2012. Этот марш памяти стал самой массовой акцией оппозиции за последние годы.
«Не забудем, не простим, - прочитала стоявшая на обочине женщина текст растяжки, с которой мимо нее прошествовали активисты. - Кого не простим-то?» Но для тысяч собравшихся ответ на этот вопрос, кажется, лежал на поверхности.
Людей пришло очень много - это стало понятно еще у точки сбора – станции метро «Горьковская». «Демократы не должны ходить по газонам!» - возмутилась какая-то бабушка. Но у активистов особо не было выбора – почти весь парк у станции был забит пришедшими почтить память Немцова, места на дорожках не хватало.
Колонна двинулась в сторону Марсова поля в начале третьего. В авангарде с траурной растяжкой шли депутаты ЗакСа Борис Вишневский, Ольга Галкина, Максим Резник, лидер петербургского «Яблока» Андрей Палевич, сопредседатель городского отделения РПР-ПАРНАС Андрей Пивоваров, член «Гражданской платформы» Валерий Федотов.
Еще пару недель назад эти люди не могли договориться о том, каким должен был быть оппозиционный марш 1 марта – антикризисным или антивоенным. Затем возник вопрос с флагами – российские или партийные? После случившегося в пятницу на Москворецком мосту все эти споры оказались неважными и ненужными. Во время шествия ни флагов, ни транспарантов почти не было. Кто-то нес цветы, кто-то - фотографии Немцова. Ярким пятном выделялись лишь зеленые зонтики «Яблока».
В какой-то момент колонна демонстрантов вышла на проезжую часть. Из стоявшего на обочине грузовика тут же посыпались «космонавты». ОМОНовцы заставили горожан вернуться на тротуар. Но ненадолго. Вскоре полиции пришлось перекрыть движение по Троицкому мосту в сторону Марсова поля, потому что шествие заполнило половину дороги. Когда начало колонны почти перешло на другой берег Невы, хвост еще виднелся в районе станции метро. Полиция скажет, что всего в акции приняли участие 6 тыс. человек. Активисты будут говорить о 10-15 тыс. пришедших.
На Марсовом поле люди сгрудились вокруг крошечной сцены с портретом Немцова и надписью «Герои не умирают».
«Митинг посвящен памяти человека, который всем вам известен, который боролся за свободу, демократию и выступал против войны. Мы считаем, что он - одна из ее жертв. И я предлагаю начать с минуты молчания в память о Борисе Немцове и всех, кто погиб на этой войне», - заявил со сцены депутат Борис Вишневский. Тишину нарушил лишь полицейский вертолет, наблюдающий за акцией.
Следующим выступил Андрей Пивоваров, который отметил, что Немцов был для него не просто соратником и коллегой, а учителем и другом.
«Мы не можем поверить в то, что его нет. Это тот человек, который должен был быть всегда. И мы считаем, что он всегда будет с нами. Для нас в ночь с пятницы на субботу началась другая эра. Она началась с крови, люди перешли грань. Его убили не за то, что он делал какой-то доклад или что-то еще. Его убили, потому что это был Борис Немцов. Который всей своей жизнью доказывал, что есть честная политика, есть принципы, за которые можно стоять, есть идея, которая не продается. Поэтому его боялись», - сказал оппозиционер.
Пивоваров отметил, что теперь Немцов уже не выйдет за кого-то на митинг и не озвучит те мысли, «которые вы обсуждаете на кухне». «Его нет и уже некому говорить правду за вас. Теперь вы должны это делать», - подытожил активист.
Депутат Максим Резник напомнил, что Борис Немцов всегда боролся за объединение демократических сил. Судя по митингу, гибель политика действительно сплотила, хоть пока на один день, разрозненную оппозицию. Если в центре толпы развевались флаги России и Петербурга (с траурными лентами), то по бокам было множество других стягов.
С одной стороны расположились представители «Демократического Петербурга» с огромной растяжкой «Борис, ты прав!». Рядом с ними стояли «ингерманландцы». С обратной стороны сцены обнаружился даже «островок» феминисток в кошачьих масках и с плакатом «Все люди – сестры». Слева от сцены виднелись флаги «левых» - РСД, РСДСМ, анархо-коммунистов.
Последние традиционно выступают под черно-красными полотнами. Но полиция, кажется, приняла эти флаги за символику запрещенного в России «Правого сектора». У тех стяги тоже черно-красные, но с горизонтальными полосами, у анархистов же деление диагональное. Стражи порядка, вероятно, не знающие этого различия, три раза пытались пробиться сквозь плотную толпу, чтобы забрать флаги. Организаторы митинга сначала приняли толкотню и крики за провокацию, но потом начали призывать полицейских никого не задерживать.
«Уважайте ваш закон! Полиция - провокаторы!» - кричала толпа. Активисты передавали флаги друг другу, чтобы те оставались вне досягаемости. В конце концов сотрудники правоохранительных органов сдались, поняв, что их маленькая группа окружена разъяренной толпой. Ретировались они с выражением легкой паники на лицах. «Отбили, молодцы!» - закричали собравшиеся.
В толпе были люди, которые пришли с плакатами, явно подготовленными еще до смерти Немцова. У кого-то были транспаранты на тему кризиса, у кого-то – про Украину и летчицу Надежду Савченко. Многие пришли просто с украинскими флагами. При этом сначала в соцсетях распространили информацию о задержании активиста как раз за подобный флаг. Однако выяснилось, что представителя «Демократического Петербурга» Всеволода Нелаева и его соратника отвели в полицейскую машину не за желто-синее полотно, а за баннеры со спорными цитатами Немцова. Позже обоих отпустили без предъявления обвинений.
В первый день весны Марсово поле было не самым лучшим местом для прогулок. Под ногами – лед и вода, люди пытались стоять на сухих участках, но таких было немного. «Мы ходим кругами, чтобы не замерзнуть», - объяснял кому-то по телефону молодой человек. Тем временем со сцены уже выступили больше десяти ораторов из разных партий и объединений. Много говорили про развязанную войну и про преступную власть. Скандировали: «Это наш город», «Мы не боимся» и «Россия будет свободной». «Власть заказала убийство Бориса Немцова. Мы с вами знаем, кто именно был заказчиком. И нас не запугать», - заверил горожан экс-депутат ЗакСа Сергей Гуляев. Ему ответили бурными аплодисментами.
Однако уже метрах в 20 от сцены речей ораторов почти не было слышно. «Громче!» - периодически кричали из толпы. Кто-то перешел к свободному общению. «Камеры ничего не засняли, место убийства скрыла снегоуборочная машина», - рассказывала девушка молодому человеку, который случайно оказался на Марсовом поле. «Он мог бы быть преемником», - сообщил своему спутнику мужчина. «Знаете, я вообще телевизор не смотрю», - нахмурилась активистка с украинским флагом, когда парень из толпы начал приставать к ней с расспросами.
Когда выступал второй десяток активистов, люди начали уходить. Митинг затянулся на 1,5 часа. «Эти слова звучат который раз, ничего не меняется», - поморщился мужчина, услышав очередной призыв. «Устали? Революционеры терпели еще больше и победили», - заявил один из ораторов. Со сцены призвали издать сборник докладов Бориса Немцова. Правозащитник Динар Идрисов читал стихи: «Пишите Боре на новый адрес: «Небесная сотня», небесный Борис».
Стихи не с совсем печатным содержанием продекламировал и Максим Резник. «За Россию, за свободу, до конца, до победы!» - крикнул в заключение депутат. А его коллега по парламенту Вишневский отметил численность пришедших. «Мы доказали, что нас больше, чем 14%», - сказал политик, имея в виду рейтинг поддержки действующей власти. Организаторы пожелали, чтобы в следующий раз так много людей собрались не по столь трагичному поводу.
В это время пара десятков человек стояли у Вечного огня. На постаменте лежали цветы и фотографии убитого политика. «Действительно, вечная память», - вздохнула одна из женщин.
Софья Мохова
Видео с акции смотрите здесь.