Posted 3 января 2015, 12:42
Published 3 января 2015, 12:42
Modified 31 марта, 09:59
Updated 31 марта, 09:59
В конце прошлого года россияне массово вкладывали деньги в день ото дня дорожавшую бытовую технику, электронику и одежду. Эксперты уверены: в 2015 году цены на эти товары значительно увеличатся, при этом спрос упадет.
На фоне девальвации рубля большая часть россиян обнаружила себя в очередях за бытовой техникой и электроникой. В декабре в еженедельном режиме исследовательские компании сообщали о приросте числа покупателей на 20-30% и соответствующем росте цен на все товары. Так, «Яндекс.Маркет» отмечал, что стоимость ноутбуков к концу года в среднем увеличилась на 40%. Компания Apple в последние месяцы повышала цену дважды: 26 ноября — на 20-25%, а 22 декабря — на 35%.
При этом ранее большинство участников рынка объявляли, что повысят цены только после Нового года. Однако, как пояснил «Росбалту» представитель «М.Видео» Антон Пантелеев, из-за скачущего курса компании были вынуждены подписать договоры с поставщиками на новых условиях. При этом склады из-за ажиотажа пустели быстро, а спрос все никак не падал — доходило до того, что утром в рабочий день люди по несколько часов стояли в очереди в «Юлмарт», а весь вечер проводили в километровой очереди в «ИКЕА».
Какими будут цены в 2015 году, в компаниях, с которыми удалось связаться «Росбалту», говорить пока не готовы. В «М.Видео» заметили, что «год будет тяжелым для всей розницы», в кибермаркете «Юлмарт» лишь напомнили, что, так как продукция зарубежных производителей жестко привязана к курсу валюты, при росте евро и доллара цена тут же повысится.
«В следующем году мы ожидаем консолидации рынка. Закроются мелкие интернет-магазины, уйдет часть «серых» интернет-игроков. Устойчивые онлайн-ретейлеры с хорошо продуманной стратегией могут занять их долю рынка», - заметила представитель кибермаркета Евгения Кургускина. Собеседник издания уверена, что у интернет-ретейла в России сохраняется хороший потенциал, и рост в рублях будет близким к прогнозу, однако возможный сценарий по объему продаж на российском онлайн-рынке в долларах придется пересмотреть.
Между тем прогноз, который дает Минэкономразвития на этот год, неутешителен. Чиновники считают, что объем розничной торговли должен упасть на 3,8%.
Подчеркнем, что некоторые производители с будущими ценами определились заранее. В частности, корпорация Microsoft с 1 февраля поднимает стоимость программного обеспечения на 15-30%.
В меньшей степени вырастут цены на локальные товары, произведенные иностранными компаниями в России, уверен сопредседатель Союза потребителей Анатолий Голов. «Я думаю, стоит ожидать повышения не менее чем на 30% на импортные товары и на 15% - на собранные в России. Правда, непонятно, на сколько наши производители готовы увеличить объемы производства, и будет ли достойным качество», - подчеркнул эксперт.
Что касается продавцов одежды, то уже сейчас заметно, как они переживают кризис. Так, на данный момент объявила о банкротстве компания Mexx, с российского рынка уже ушли польская группа EM&F (River Island, Espirit, OVS), Seppala и New Look. С серьезными проблемами столкнулись магазины компании Inditex (владеет, в частности, Zara и Bershka), которой из-за падения рубля даже приходилось приостанавливать поставки. Однако сейчас, как сообщили «Росбалту» в компании, поставки возобновлены. Также поставки останавливались в магазины BNS Group (владеет Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, TopShop и др.).
За последнее время стоимость одежды возросла на 20%. «Говорить, что сегодня ситуация на рынке сложная – это значит недооценить ее, - подчеркнула в беседе с «Росбалтом» генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. - В свете значительного ослабления рубля прибыль компаний в предстоящем сезоне будет приближена к нулю. Ситуацию текущего сезона отчасти компенсировал «ажиотажный» спрос ноября-декабря, который был вызван стремлением населения «конвертировать» рубли в товар. В следующем сезоне рынок ожидает «мертвое затишье».
О том, будет ли повышена цена товара в магазинах Inditex и BNS Group, а также H&M в конце декабря, «Росбалту» в компаниях не рассказали. Не ответили на запрос и в Melon Fashion Group.
Лебсак-Клейманс уверена, что рынок сейчас находится в растерянности. При нестабильном курсе рубля и колеблющихся ценах «бизнес становится практически непредсказуемым и мало поддающимся планированию».
По мнению главного редактора информационного ресурса «Российские торговые марки» Андрея Магарика, ситуация действительно настолько нестабильна, что в ближайшие пару месяцев с рынка уйдет еще несколько компаний. «При нынешнем курсе работать невозможно», - отметил он. «В зоне риска компании-дистрибуторы, представители и закупщики европейских и американских брендов», - выразила уверенность Лебсак-Клейманс. При этом она заметила, что некоторым компаниям придется сокращать расходы на ткани и персонал, а также в обязательном порядке пересмотреть контракты с арендодателями о переходе на рублевые контракты, на процент от продаж, подумать о снижении, а может быть, даже и об отмене фиксированной ставки.
При этом в относительной безопасности находятся Inditex, H&M и UNIQLO, для которых российский рынок составляет не более 5%, подчеркнула представитель Fashion Consulting Group. Доходы в других регионах позволят им в случае ухода конкурентов занять большую долю рынка. «Самый тяжелый удар придется на средний и особенно «средний плюс» сегменты - на такие качественные и модные марки, как VASSA, Sara Pachini, Luisa Cerano. Их покупатель будет экономить и пойдет либо в масс-маркет или, наоборот, разумно «инвестировать» в покупки: покупать вещи реже, но дороже», - уверена эксперт.
Петр Трунков