Posted 19 декабря 2014, 18:45
Published 19 декабря 2014, 18:45
Modified 31 марта, 10:08
Updated 31 марта, 10:08
Российская экономика выйдет из кризиса, только если произойдет нечто совсем невероятное. Например, наш главный нефтяной конкурент Саудовская Аравия начнет войну с Ираном. Такое мнение высказали экономические эксперты на встрече в пресс-центре «Росбалта».
В ходе послания Федеральному собранию, а также во время итоговой пресс-конференции президент России Владимир Путин пообещал, что страна преодолеет кризис максимум через два года, совершив в экономике "отскок". Кроме того, он отметил, что необходимо легализовать бизнес, находящийся в офшорах и скрытый внутри страны, пообещал среднему бизнесу устроить "надзорные каникулы": компании, работающие честно, могут получить право какое-то время существовать без немотивированных проверок со стороны налоговой, пожарных и других служб.
Однако эксперты "Росбалта" не склонны считать, что эти меры улучшат ситуацию. Как заметил профессор Европейского университета в Петербурге Дмитрий Травин, в частности, из-за того что надзорные каникулы не распространяются на действия организаций, которые могут нести угрозу для жизни и здоровья людей, можно продолжать проверять кого угодно и когда угодно. Хоть пищевой, хоть строительный, хоть бизнес в сфере медицины. В свою очередь "отскок", о котором говорил президент, возможен только на «доукраинские позиции», когда экономика находилась в состоянии стагнации с ростом ВВП менее 1%. Только при бешеном спросе на нефть возможен серьезный рост валового внутреннего продукта.
Однако предпосылок к удорожанию нефти эксперты не увидели. Так, профессор СПбГУ Игорь Ключников заметил, что США в ближайшее время начнут экспортировать сланцевую нефть и станут энергетическим конкурентом России. У другого конкурента - Саудовской Аравии - при этом проблем пока не предвидится. У арабов значительно более мощный резервный фонд. Речь идет о 800 млрд евро против $370 млрд у российской стороны, которая при этом может потратить только часть на стабилизацию национальной валюты.
«Курс рубля может подняться, только если начнется война между Саудовской Аравией и Ираном. Тогда Персидский залив будет заминирован, а танкеры с нефтью не будут ходить. В результате $200 за баррель, и подъем российской экономики обеспечен», - прокомментировал ситуацию профессор Высшей школы экономики Андрей Заостровцев.
Кроме этого, эксперты не согласны с мнением Путина, что дешевая нефть поможет развить импортозамещение. В теории в нынешних условиях деньги должны хлынуть в развитие отечественного производства, оставив невыгодный энергетический сектор. Однако на практике капиталы «продолжают сбегать из России». Только в период с 11 по 17 декабря совокупный чистый отток денежных средств из фондов, инвестирующих в акции РФ, составил $381,6 млн.
Между тем действия экономического блока правительства и ЦБ, направленные на стабилизацию курса рубля, эксперты посчитали запоздалыми. Однако не стали винить ни главу Минэкономразвития Алексея Улюкаева, ни главу Минфина Антона Силуанова, ни председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину, поскольку "все чиновники зависят от политической воли". Политики заинтересованы не в экономических реформах, которые могут с течением времени увеличить ВВП, а в сохранении режима. Поэтому Россия будет по-прежнему отрезана от финансовых рынков, заметил Заостровцев.
По мнению Дмитрия Травина, в нынешних условиях правительство страны может предложить населению «крайне неутешительный сценарий», при котором будут развиваться крупномасштабные проекты. Он заметил, что развитие таких проектов в России возможно за счет так называемого инфляционного налога — государство расширит объем денежной эмиссии, в связи с чем уменьшатся сбережения населения. "Я могу ошибаться, но думаю, что государство перейдет к самому неблагоприятному для развития экономики виду налогообложения. Государство будет печатать больше денег, в результате чего наши зарплаты и сбережения обесценятся", — пояснил эксперт. Формально такие действия не являются взиманием налогов, однако "реально государство будет изымать деньги".
Между тем жители России сейчас демонстрируют «совершенно обычное поведение для кризиса», скупая на последние рубли товары, которые планировали купить позже, отмечает социолог Центра независимых социологических исследований Елена Богданова. При этом говорить о протестных настроениях на данный момент не приходится. «Общество, с одной стороны, не хочет разделять ответственность за деятельность государства, а с другой, — верит, что государство защитит его. Это очень напоминает отношения родителей и инфантильного, избалованного ребенка. Поэтому протесты так же непредсказуемы, как поведение такого ребенка», - сказала Богданова.
По мнению экспертов, потеря сбережений и грядущее снижение зарплаты не станут стимулом для усиления протестной активности. «Я не думаю, что сильно возрастет безработица: где-то будет частичный рабочий день, где-то будут задержки зарплаты. Кому-то придется заняться менее оплачиваемым трудом. Но могут возникнуть проблемы с маленькими городками с промышленной монокультурой типа Пикалево. У государства нет стратегии, что делать, если в ходе кризиса в таких городках будут закрываться предприятия, на которых работает все их население», - сказал Травин.
«Если у людей сохранились сбережения в рублях, то они могут уже ничего не делать, - заметил Заостровцев. - Нужно было думать летом, максимум — в сентябре. Сейчас тем, кто верил в руководящую силу Коммунистической партии и лично Леонида Ильича Брежнева, предпринимать что-либо уже в поздно. А вот тем, у кого ничего нет, хорошо. Им можно расслабиться, получать удовольствие и смотреть новости».
Петр Трунков