Posted 25 ноября 2014, 14:24
Published 25 ноября 2014, 14:24
Modified 31 марта, 10:32
Updated 31 марта, 10:32
С осени 2016 года детей в Финляндии больше не будут учить письму. Правительство решило, что школьники должны сделать упор на освоении печати на компьютере. Между тем занятия по правописанию уже отменены в некоторых немецких и американских учебных заведениях. Эксперты, опрошенные «Росбалтом», уверены, что от такой реформы не стоит ждать ничего хорошего.
О том, что финские школы ждут перемены, заявила советник по образованию Минна Харманен. Как передает ее слова радиостанция Yle, «нововведение отражает действительность, потому что большая часть старшеклассников и учеников гимназий пишет печатными буквами». В правительстве Финляндии уверены, что для современного человека достаточно писать хорошим печатным почерком, а основной упор следует делать на обучении работе на компьютерах, так как большинство текстов сейчас набирается с различных устройств. При этом преподавать правописание будут факультативно. Ранее на подобный шаг пошли в некоторых школах США и Германии.
У сторонников отмены правописания есть еще несколько аргументов, почему такой вид обучения должен остаться в прошлом. В частности, уроки, на которые отводится несколько часов в неделю, можно использовать не только для обучения работе на компьютерах, но и на освоение других предметов. Кто-то просто жалеет детей, которым неинтересно часами выписывать буквы.
«Финны видят сильное различие между средой, в которой ребенок учится, и средой, в которой он находится дома, - говорит преподаватель факультета психологии СПбГУ Светлана Костромина. – В школе - парта, доска, какой-то компьютер, а дома и компьютер, и iPad, и iPhone, и другие гаджеты. Поэтому финны пытаются сблизить обучение с домашней средой, сделать его более технологичным. Учителя пытаются найти подход к детям». По ее мнению, в Финляндии могли подумать, что, пока технологии развиваются, тратить время на трудозатратный процесс обучению письма не слишком перспективно.
Обучение правописанию имеет ряд неоспоримых достоинств. Техника овладения письмом полезна для зрительно-моторной координации. Речь идет об очевидных, но полезных вещах. Ребенок должен научиться ориентировать на бумаге, изучить все основные элементы буквы, а потом с точностью воспроизвести ее, сохраняя необходимый наклон. Чистописание также укрепляет пальцы рук, помогает быть более внимательным и усидчивым, обучает умению ориентироваться на образец. Дефектологи уверены, что при развитии пальцев дети начинают лучше говорить: речевые центры находятся в мозгу рядом с центром мелкой моторики.
«Но у письма есть и негативная сторона. Из-за нажима, наклона утомляются мышцы руки. К тому же не всем удается воспроизводить буквы точно. Заменив письмо компьютерами, мы уберем лишний стресс, да и дети не будeт так сильно утомляться», - говорит Костромина. При этом специалист уверена, что полностью отказываться от традиционных методов обучению письма не стоит: компьютерную грамотность и правописание необходимо совмещать.
Между тем другие эксперты об инициативе финского правительства высказались в крайне негативном ключе. «Это очередная глупость и бредятина. Хватить американизировать образование и делать его глупее, - говорит депутат ЗакСа, экс-директор частной школы Вячеслав Нотяг. – Финны – нормальные люди, соображающие. Не знаю, почему они решили, что ребенок не должен уметь писать руками. Может, еще перестать рисовать кисточкой? Если бы я был финном, я сказал бы то же самое, что говорю нашим членам правительства: гнать поганой метлой вот таких советников». Дети в любом случае проводят очень много времени за компьютерами и просто не могут не обучиться печатать, считает он.
«Это полный идиотизм и преступление, - комментирует инициативу экс-завуч одной из школ города Татьяна Иванова. – Сейчас дети не развивают моторику в дошкольном возрасте. Они нажимают на различные кнопки, а не играют в настольные игры и мозаику». Иванова считает, что стоит поставить вопрос не об отмене прописей, а об их улучшении. «Дети очень плохо ориентируется на листе бумаги. Но если убрать и то, что есть, развиваться будут только два пальца. Да и мозги будут работать соответствующим образом», - заявляет эксперт. Бывший педагог выразила уверенность, что большинство учителей поддерживают ее точку зрения.
«Отменять прописи ни в коем случае нельзя, - говорит логопед-дефектолог Нелли Синюк. – Я училась у старой гвардии педагогов, которые большое внимание уделяли тренировке графомоторных навыков. Сейчас темпы и требования образования привели к тому, что число часов чистописания сократилось, и я вижу, как на глазах портится почерк у детей. К сожалению, не так хорошо развиваются необходимые для ребят навыки, которые улучшаются с помощью письма».
Депутат ЗакСа и экс-декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина сказала в свою очередь, что расстроилась бы, если бы к ней в свое время на факультет пришел человек, не умеющий писать. «Люди пишут десятки веков, а тексты набирают сто лет, - замечает она. – Без компьютера можно обойтись, а без ручки нельзя. Я не специалист по мелкой моторике, но прописи развивают мозг и многие другие навыки. Если передо мной окажется непишущий человек, то мне будет обидно. Потому что это лишение. Нельзя лишать человека важных способностей».
«Росбалт» направил в Министерство по образованию и науке запрос с просьбой сообщить, если у российского правительства в планах проводить эксперименты по отмене уроков чистописания.
Петр Трунков