Posted 29 октября 2014, 13:29
Published 29 октября 2014, 13:29
Modified 31 марта, 10:54
Updated 31 марта, 10:54
«Мне всегда было интересно, где начинается дождь. Поэтому я и устроила выставку своих работ на одной из крыш Петербурга», - так художница Ирина Романовская объясняет свое стремление выбраться за пределы галерей и привычных выставочных залов поближе к небу. И это не единственная задумка Ирины — она то создает бумажную одежду, то дефилирует в светящемся платье, то проводит благотворительные мастер-классы и помогает художникам из провинции.
Но все это — только дополнения главной ее любви - живописи. Тягу к искусству Ирине привили с детства, и теперь она не представляет жизни без красок и холста. Вот и рисует, и выставляется в России и заграницей, и становится героем публикаций в СМИ. Последнее, правда, происходит не в том ключе, каком хотелось бы художнице: то картина пропадет, то непонравившуюся работу внезапно снимут с выставки, то халатность работников домоуправления приведет к разрушению мастерской. Однако все это только забавляет художницу и нисколько не мешает работать.
О том, что затмевает настоящее искусство, и зачем оставаться «немного ребенком», Ирина Романовская рассказала «Росбалту» в рамках проекта «Петербургский авангард».
О Петербурге и современном искусстве
- Родилась я в Новосибирске, там же закончила художественную школу и архитектурный университет. По специальности, правда, никогда не работала - всю жизнь фрилансер. Рисую с детства, но в полной мере я себя проявила в Петербурге. Когда сюда приехала, ни одного человека не знала. Но влюбилась в этот город с первого взгляда. Вот уже почти восемь лет я живу здесь постоянно. И делаю то, что хочу. А параллельно — учусь у именитых мастеров. В частности, брала уроки живописи в Ницце.
Если сравнивать Петербург, например, с Москвой и Новосибирском, то это чисто коммерческие города. Петербург же - другая планета, поэтому-то здесь так много творческих людей. И он по-прежнему вправе называться культурной столицей. Творческая тусовка бурлила, бурлит и будет бурлить.
Просто сейчас глянец, желтая пресса перебивают все хорошее, скандалы затмевают настоящее искусство.
К тому же слишком уж зашкаливает сарказм и вседозволенность. Некоторые просто хулиганят и представляют это современным искусством. Впрочем, я не против. Мне просто кажется, что наше современное искусство все-таки отличается от западного. 70 лет в России можно было рисовать только соцреализм, поэтому сейчас в нашей стране современным искусством является то, что раньше было запрещено: нонконформизм, концептуальное искусство.
О Центре искусств
- Это такое общество по интересам — в нем состоят и фотографы, и художники. Иногда устраиваем выставки - организатором выступаю я, ищу бесплатные помещения. Я его создала, чтобы больше ориентироваться на провинцию, ведь прекрасно понимаю, как там сложно художникам и как им непросто себя реализовать. Поэтому они присылают мне работы, а я устраиваю выставки.
А в Петербурге провожу благотворительные мастер-классы по технике монотипии. Например, в рамках одного из проектов из детских домов приезжали дети с ограниченными возможностями. Мы учились с ними делать оттиски на бумаге. Все были в восторге!
О детстве и крышах
- Мой дедушка, которого я, к сожалению, никогда не знала, был фотохудожником. И папа, к слову, тоже любил фотографировать. Я с детства помню этот красный свет в ванной - я там проводила целые дни. А мама каждое лето увозила меня из Сибири в другие города и страны, где водила по самым лучшим музеям, галереям, а я все это впитывала. Я столько видела! У меня было очень насыщенное образование.
Мне нравятся перфомансы, хоть и я не считаю это очень серьезным. Просто во мне много идей, поэтому многое хочется сделать. Сейчас готовлю очередной проект — инсталляция на мне.
Или вот выставка на крыше. Первая такая выставка называлась «Там, где начинается дождь». На крыше совсем другие ощущения. Ты летишь и попадаешь в детство. Не нужно терять это чувство. Когда человек взрослеет, на него наваливаются куча проблем, и он теряет душевный полет. Ребенок чем отличается? Он хочет и делает, даже не думает, зачем. С возрастом это теряется - мы машинально ходим на работу, воспитываем детей. Но мне кажется, что самое главное — это оставаться немножко ребенком. Это помогает в творчестве.
У меня было такое классическое советское детство: все было нельзя, никак себя нельзя было проявить. Видимо, сейчас я наверстываю.
О реальности, деньгах и известности
- Одна искусствовед сказала, что мой стиль так и называется - «Ирина Романовская». Я творю в разных направлениях. Люблю фовизм — то есть яркие, дикие цвета. Очень люблю гризайль - технику старых мастеров, монохром. Любимые сюжеты — фигуратив, люди.
...Реальность, в которой мы живем, мне не очень нравится. В это мире много жестокости и цинизма. Посмотришь новости, и можно сойти с ума от того, что происходит. Поэтому живопись — мой другой мир, и если бы его не было, мне было бы очень грустно и скучно. Я этим живу, меня это вдохновляет. Это не обязательно должно кому-то нравиться, но я не могу не рисовать. Мне даже все равно, купят или нет. На заказ вообще ничего не пишу — меня энергетически на это не хватит.
Но все же мои картины покупают — иногда даже трудно собрать работы на выставку. А чтобы можно было жить, я ставлю высокие цены. Понятно, что обычный человек, который живет на зарплату, не будет покупать мои работы. Я стараюсь продавать картины обеспеченным людям. К тому же, когда продаешь, известность приходит быстрее.
Вообще, известность — это следствие действий художника. Если он сидит у себя в мастерской, никак не заявляет о себе, то и известности не будет. Общественное признание - это следствие идей. У меня были уже выставки во Франции, Германии, Финляндии. В Фонде Шемякина, где я не пропустила ни одной выставки, меня уже называют «давним бойцом».
Мария Бочко
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.