Posted 30 июля 2014, 18:37
Published 30 июля 2014, 18:37
Modified 31 марта, 12:21
Updated 31 марта, 12:21
В высокий сезон в течение двух недель сразу три туроператора обвили о приостановке своей работы. 16 июля «иссохла» петербургская «Нева» - старожил российского рынка, 25 июля «зачахла» «Роза ветров Мир», 30 июля о невозможности выполнить свои обязательства перед клиентами из-за финансовых трудностей сообщила еще одна турфирма из Северной столицы - «Экспо-тур». Причиной приостановки деятельности компании, по официальным данным, стали финансовые проблемы, которые начались из-за круиза по Черному морю, запущенного в прошлом году.
Компания специализировалась в основном на внутреннем туризме, пострадавшими стали около тысячи человек. 16 клиентов компании находятся за границей. Говорится о том, что «Экспо-тур» доставит их на Родину самостоятельно, без использования услуг ассоциации «Турпомощь». Еще примерно 400 человек должны были совершить круиз на теплоходе «Адриана», который ходил в крымские порты и турецкий Стамбул. Интересно, что еще в начале июня это судно попало в поле зрения так называемого «Майдана иностранных дел». «МИД» включил в «черный список транспортных компаний, которые нарушили режим оккупированной территории в Крыму» фрахтовщика судна, круизную фирму Black & Baltic Seas cruise, которая, как считается, является «дочкой» петербургского туроператора «Экспо-тур».
Не все специалисты видят в уходе с рынка друг за другом трех компаний печальную тенденцию и проблемы всего турбизнеса. Заместитель руководителя ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко считает, что «простому клиенту» не стоит пугаться начавшегося «марафона банкротств». Во всяком случае в прошлом году к июлю перестали работать гораздо большее число компаний, и эти факты не становились предметом глобального обсуждения. Катализатором сегодняшней «не совсем здоровой ситуации» в «Турпомощи» считают именно фирму «Нева». Мол, исчезла крупная компания, и на этом фоне появилось повышенное внимание к другим фирмам. И «Роза ветров Мир», и «Экспо-тур» хоть и являются известными игроками этого рынка, но явно «не делают погоду».
По словам Осауленко, в сложившейся ситуации есть как отрицательные, так и положительные моменты. К минусам можно отнести, например, нездоровый психоэмоциональный фон вокруг отрасли. Он воздействует не только на потенциальных клиентов турфирм, но и на умы банкиров, которые будут уделять более пристальное внимание вопросу перефинансирования, предоставления кредитов компаниям туристической индустрии.
С другой стороны, удалось «в бою» проверить работу «Турпомощи». Пока этот механизм работает. Во всяком случае, туристы убеждаются, что существуют структуры, которые помогут, если они попали в трудную ситуацию за границей.
«Российский рынок туризма очень разнообразен. Есть и крупные, и маленькие компании. Кто-то работает 20 лет, кто-то два года. Все дело в профессионализме. В других отраслях процесс отсеивания фирм идет гораздо большими темпами. Но это коммерция, бизнес, здесь есть риски. Тут многое зависит не только от погоды, но и от политической конъюнктуры. Турбизнес — живой организм. При этом в нашей сфере нет госструткур - все на платформе предпринимательства», - рассуждает Осауленко.
В свою очередь один из участников рынка вспоминает выражение «Один раз — это случайность, два раза - совпадение, а три раза — уже закономерность». По словам собеседника «Росбалта», который просил не указывать своего имени, в отрасли сложилась не очень здоровая обстановка. «Все довольно печально. Компании действуют по схожим бизнес-схемам. Если фирмы объявляют о прекращении своей деятельности, то, значит, все, кто использовал эти самые бизнес-схемы начинают попадать под подозрение. Особенно тревожит судьба крупных компаний, работающих на отправку наших граждан за рубеж. Сегодня тревога усилилась. К каждой туркомпании теперь будет приковано большее внимание. Чем больше банкротств, тем больше опасений по поводу того, стоит ли вообще пользоваться услугами операторов. Может отдых лучше провести на даче? А чем меньше у фирмы клиентов, тем меньше оборотных средств. Все это понимают, но говорить об этом «не комильфо». Не будешь же своих подводить!» - поясняет собеседник.
Опрошенные «Росбалтом» эксперты считают, что имеются как экономические, так и политические причины прекращения работы трех компаний.
Так, например, после завершения сочинской Олимпиады, когда люди по идее должны были озаботиться вопросом летнего отдыха, вырос курс евро. Многие решили взять паузу. А туроператоры упустили возможность заранее получить какое-то количество денежных средств. В итоге «плохой старт» компаний аукнулся банкротством в период «высокого сезона».
Присутствует и политическая конъюнктура. Некоторые россияне опасаются того, что за рубежом к ним будут плохо относиться, называть «агрессорами». Поэтому решают с загранпоездкой повременить. Кто-то наоборот решил не «вкладывать свои деньги» в туриндустрию «условного противника».
Тут же можно вспомнить о санкциях к силовикам и поступившей «установке» посещать курорты Крыма и черноморского побережья Кавказа. Потому что у того же «силовика» есть семья, дети, с которыми он и поедет отдыхать на Черное море, если начальство не велит ехать за границу.
В Ассоциации туроператоров России пока не могут сказать, претерпит ли изменения после череды банкротств схема взаимоотношений турфирм и страховщиков. Но в организации отметили, что «этой проблемой надо серьезно заниматься». «Будем готовить свои предложения для обсуждения. Кто-то перестает страховать дольщиков жилья, кто-то отказывается от ОСАГО. Риски есть везде. Но туризм от этого не перестанет существовать», - считают в ассоциации.
Между тем глава АТР Дмитрий Горин уже предложил страховать каждый тур отдельно. Однако это должно будет сказаться на ценах путевок. По предварительным данным, они вырастут на 2-3%.
Вице-президент российского союза индустрии Сергей Корнеев считает, что в случае трех состоявшихся уходов с рынка можно выделить как их общие, так и частные причины. ТаК, в силу разных обстоятельств платежеспособный спрос клиента уменьшился. Но люди не перестали ездить за границу. Зато они стали экономить на турах.
«Надо понимать, что рынок у нас очень конкурентный. Клиент же не очень хороший и обращает внимание в первую очередь на цену, а не на качество продукта. Наш человек ищет самый дешевый продукт, а уже потом все деньги тратит на месте отдыха. Турфирма вынуждена подстраиваться под него, демпинговать. Это и приводит к авариям», - поясняет Корнеев.
Вице-президент РСТ не склонен сравнивать «Неву», «Розу ветров Мир» и «Экспо-тур». По его мнению, это совершенно разные фирмы, и, значит, разные случаи. Кто-то был заточен на чартерные цепочки, кто-то делал акцент на внутренний туризм. «Экспо-тур» могла подкосить, как считает Корнеев, именно попытка организации турпродукта — круиза по Черному морю.
Считается, что в дальнейшем положение на рынке будет во многом зависеть в том числе и от средств массовой информации. Туристы любят спокойствие. А если каждый день пресса будет нагнетать негатив вокруг туриндустрии, то клиентская база операторов станет только сокращаться.