Posted 14 мая 2014, 08:44
Published 14 мая 2014, 08:44
Modified 31 марта 2024, 13:37
Updated 31 марта 2024, 13:37
Вот уже лет семь подряд весной я отправляюсь на автомобиле в путешествие из Петербурга по Белоруссии и Прибалтике. И в этот раз решил поделиться своими впечатлениями об очередном рейсе (начало читайте здесь).
От Минска до Вильнюса - чуть больше 170 километров. Два часа, если ехать не спеша. Но из-за необходимости пересекать границу может получиться гораздо дольше. Год назад на том же маршруте я потратил на прохождение двух КПП около 30 минут. Но на этот раз не повезло: пять часов ожидания на пункте Медининкай скорректировали планы по поездке. В очереди из примерно 100 машин (в основном из России) ругали таможенников и строили конспирологические версии по поводу задержки: дескать, просто саботаж, месть за Крым, за события на Украине. Хотя поток мог просто увеличиться из-за майских праздников
Прямо за таможней начинается недавно отремонтированное шоссе. Несколько десятков километров до Вильнюса преодолеваются за минуты. В Литве вообще заасфальтированы практически все дороги — даже проселочные. Автострада Вильнюс-Клайпеда, отметившая в этом году 25-летие, еще несколько лет назад была вся в заплатках, но теперь я с удовольствием ехал по ней со скоростью 130 км/час.
По радио тем временем передавали прямую трансляцию празднества на кафедральной площади Вильнюса - Литва в майские праздники отметила десятилетие членства в Евросоюзе. На референдуме о вступлении в ЕС, проходившем 10-11 мая 2003 г., 91,07% участников голосования высказались «за», и в мае 2004 года страна присоединилась к Союзу. «Членство в ЕС - одно из лучших решений в истории Литвы. Это новый в ценностном отношении этап развития нашей страны. За десять лет Литва достигла огромного прогресса. Сегодня мы живем в безопасном государстве, бережно относящемся к европейским ценностям, можем радоваться росту экономического благосостояния», - заявила в праздничном обращении президент Даля Грибаускайте.
Сейчас сторонниками евроинтеграци остаются большинство населения республики - 67% по опросу портала «День». Не больше 5% являются евроскептиками и считают, что вхождение в Евросоюз ничего особенного Литве не дало. К негативным моментам относят рост цен на товары и продукты, прекращение деятельности промышленных предприятий, строгие сельскохозяйственные квоты.
А еще Литва вынуждена была закрыть проработавшую 25 лет Игналинскую атомную электростанцию - это было одним из требований в переговорах о членстве Литвы в ЕС. То ли европейцев преследовал страх повторения Чернобыльской аварии, то ли опасения, что дешевая электроэнергия будет поднимать конкурентоспособность местной промышленности. Но факт в том, что после остановки Игналинской АЭС Литва стала зависеть от импорта электроэнергии. Кстати, на демонтаж станции Евросоюз обещал выделить более 1 млрд евро и построить на месте Игналинской АЭС новый современный энергоблок. Когда это случится — неизвестно. Зато сейчас вся Литва (не без помощи ЕС) уставлена огромными ветряками, которые вырабатывают экологически чистую энергию — в общей сложности около 600 Мвт. По дороге в знаменитый Тракайский замок также встретились поля установок солнечной энергии, но это скорее попытка альтернативного энергообеспечения для бытовых нужд. Вообще же около 60% энергоресурсов Литва вынуждена покупать у соседей, в том числе у России.
Еще одна проблема Литвы - трудовая миграция, массовый отъезд молодежи в Европу. Большое количество граждан страны отправилось работать в Ирландию, Испанию и Великобританию. Говорят, это довольно серьезно отражается на демографической ситуации. После выхода Литвы из состава СССР там жили 3 млн 700 тыс. человек. Сейчас численность населения республики составляет 2 млн 980 тыс. Уровень безработицы среди молодежи до 24 лет - более 33%.
Мой знакомый в Друскининкае - Андрюс - поучился в Англии, поработал в Америке, но все же вернулся в Литву. Он получил небольшой кредит от ЕС на строительство загородной гостиницы и ресторана для молодоженов, полагая, что эта услуга будет востребована. Сейчас стройка близка к завершению, а пока Андрюс зарабатывает в риэлторском бизнесе. Среди его клиентов много россиян, которые довольно активно скупают недвижимость на этом расположенном почти в центре Европы популярном курорте. Цены здесь невысокие, работают санатории, построен современный аквапарк, есть круглогодичный крытый горный спуск. Сам Друскининкай - приятный городишко со множеством кафе и ресторанчиков, где можно отведать свежесваренного пива и примерно 20 видов знаменитых цепеллинов по весьма демократичным ценам.
Среди гостей курорта много белорусов (до Гродно всего 20 км), а также москвичей и питерцев — старшее поколение приезжает в «ностальгические туры», а молодежь впервые открывает для себя страны Балтии. Собственно, основные доходы городка – это туризм и санаторное лечение. Множество мини-отелей и квартиры посуточно предлагают условия и цены на любой вкус.
Особое отношение к тем, кто открывает бизнес в Друскининкае. Знакомый из России, обосновавшийся здесь, рассказал, что когда он только заикнулся о желании построить теннисные корты в городке, ему организовали встречу с мэром, который принял его незамедлительно и с распростертыми объятиями. Город предложил на выбор участки земли, пообещал взять на себя подключение к коммуникациям и вообще всячески содействовать.
Кроме Друскининкая, жемчужинами Литвы по праву считаются Нида и Паланга.
Нида - курорт в удивительном природном заповеднике на Куршской косе. Бывшая рыбацкая деревня стала популярным местом отдыха среди немцев, а в последнее время — и среди россиян. Жители Калининградской области приезжают сюда чуть ли не на каждые на выходные, как петербуржцы в финскую Иматру. Много и москвичей - аэропорт в Паланге принимает регулярные рейсы из России. Комнату в частном секторе, если не сильно гнаться за комфортом, в Ниде можно снять от 500 руб. в сутки (в отелях, конечно, подороже). На каждом углу коптят рыбу - знаменитого балтийского угря, окуня, салаку. Отведать все это можно как на уличных верандах, так и в уютных рыбных ресторанчиках. Кстати, чтобы проехать на Куршскую косу, надо в Клайпеде сесть на паром, минут за 20 пересечь пролив, а потом оплатить экологический сбор за проезд по заповеднику – около 300 руб. Но оно того стоит: мне по дороге встретились косули и даже дикий кабан, который мирно пасся у обочины.
Подводя итог, хочется подчеркнуть важную деталь - нормальное и даже доброжелательное отношение местных жителей к русским. Мне, например, какой-либо враждебности не довелось ни увидеть, ни почувствовать. Даже там, где не понимали мой русский и английский, всячески старались откликнуться и помочь.
Литва явно становится европейской страной. Возможно, с небогатой экономикой, но вполне самодостаточной, с крепким сельским хозяйством, с бережным отношением к людям, ресурсам и природе. К тому же Литва привлекательна с точки зрения туризма — здесь можно чудесно провести неделю-другую, путешествуя по средневековым замкам, курортным местечкам, совместив отдых с недорогим шопингом и развлечениями.
Сергей Гуляев
Перейти на страницу автора