Posted 14 марта 2014, 14:23

Published 14 марта 2014, 14:23

Modified 31 марта, 14:35

Updated 31 марта, 14:35

Врачебная ошибка довела до суда

14 марта 2014, 14:23
Врачи крупнейшей детской больницы Петербурга ДГБ №1 защищают своего коллегу, халатность которого, как считают родители, привела к трагедии – годовалый мальчик впал в кому и не может выйти из нее уже 11 месяцев.

Врачи крупнейшей детской больницы Петербурга ДГБ№1 защищают своего коллегу, реаниматолога Валерия Малых, халатность которого, по мнению родителей, привела к трагедии – годовалый мальчик Леня Румянцев впал в кому и не может выйти из нее уже 11 месяцев.

Сейчас в 102-м участке мирового суда Красносельского района Петербурга рассматривается обвинение медика по 118-й статье УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности». Заседания идут при полном зале, поскольку врача приходят поддержать десятки коллег из самых разных медицинских учреждений города. При этом все они категорически отказываются разговаривать с журналистами – больше того, медики ведут себя на удивление агрессивно, всерьез требуя от прессы прекратить освещение этого процесса, поскольку, по их мнению, врача обвиняют незаслуженно.

Валерий Малых потребовал запретить видеосъемку в зале суда и также отказался от каких либо комментариев, а когда заседание завершилось, быстро вышел из здания в сопровождении коллег, после чего сел в джип и уехал.

В отличие от обвиняемого, родители ребенка настаивают на максимальной публичности процесса - они считают, что ситуация с врачебными ошибками слишком серьезна, чтобы ее можно было замалчивать.

«У нас родились близняшки, Леня и Софья, любимые и желанные дети. 15 апреля прошлого года Леня опрокинул на себя чашку с горячим молоком, обжог себе животик и плечо. Это не было какой-то смертельной травмой, но мы вызвали «скорую помощь», и она доставила нас в ДГБ №1. Там было принято решение о госпитализации, причем меня в палату к ребенку не пустили - велели приезжать утром. Когда 16 апреля я явилась на Авангардную, врачи неожиданно начали говорить о каких-то серьезных осложнениях, не объясняя, впрочем, их суть. Только спустя несколько дней нам стало известно, что неправильно поставленный катетер и отсутствие наблюдения за пациентом привели к остановке дыхания и сердца Лени, после чего произошел отек мозга, ребенок впал в кому, началось разрушение коры головного мозга», - рассказала «Росбалту» мать Лени Елена Румянцева.

Родители утверждают, что им было очень трудно добиться расследования происшествия, потому что представители администрации ДГБ №1, как и другие медицинские чиновники, выгораживали виновных, заявляя, что клиническая смерть мальчика стала следствием случайности, а не действий врачей.

«Когда мы поняли, что медицинский персонал больницы не хочет брать на себя ответственность, то обратились в прокуратуру, но нам отказали в возбуждении уголовного дела. Только после нескольких недель наших настойчивых требований, обращений к депутатам и в прессу, нам удалось заставить петербургских правоохранителей начать расследование. И выяснилось, что именно персонал больницы совершил действия, которые привели к клинической смерти Лени. Был неправильно вставлен катетер в вену, вследствие чего в легкие ребенка несколько часов выливалась жидкость – почти 500 граммов. Никто не проконтролировал правильность введения катетера, хотя для этого делались рентгеновские снимки. И, что самое ужасное, никто не наблюдал за ребенком – в противном случае можно было бы сразу откачать жидкость из легких и не допустить остановки сердца и последующей комы», - с горечью рассказала Елена Румянцева.

Также выяснилось, что ошибка в постановке катетера могла быть выявлена на самой ранней стадии – по словам потерпевших, медсестра позже говорила им, что обнаружила у мальчика слишком низкое выделение мочи - одно из следствий фатальной ошибки. Но врач, как заверила сотрудница больницы, ночью не отреагировал на ее слова и отправился отдыхать в ординаторскую.

В зале суда реаниматолог Валерий Малых признал свои ошибки и просил на этом основании рассматривать дело в особом порядке, который предполагал вынесение приговора без исследования доказательств. Однако родители выразили протест – позже они объяснили, что хотят выявить всех виновных в клинической смерти сына. Кроме того, особый порядок предполагает минимальное наказание, которое по 118-й статье и так не превышает 2 лет лишения свободы. В ответ на вопрос прокурора Натальи Моисеевой, какое наказание для врача Малых родители считают справедливым, мать и отец были единодушны.

«Мы хотим, чтобы человек, который, находясь на дежурстве, несколько часов не подходил к нашему умирающему сыну, был навсегда лишен права работать врачом. Кроме того, он должен быть приговорен к максимально возможному по этой статье наказанию», - заявили Елена и Дмитрий Румянцевы.

Примечательно, что поддержку врачу оказали не только коллеги по больнице, но и чиновники комитета по здравоохранению Петербурга. Отвечая на запрос матери о причинах клинической смерти сына, первый заместитель председателя комздрава Владимир Жолобов написал, что «непосредственной причиной развития гидроторакса, синдрома внутригрудного напряжения и клинической смерти явилось непроизвольное смещение катетера». Такой же ответ получили и в прокуратуре Красносельского района, поэтому неудивительно, что уголовное дело удалось возбудить лишь после обращений в СМИ и к депутатам.

Несмотря на нежелание врачей говорить об этой ситуации, «Росбалту» все же удалось получить комментарий специалиста на условиях анонимности.

«Проведенная доктором Малых катетеризация подключичной вены не является чем-то необычным, это стандартная медицинская манипуляция. Известно, что она в ряде случаев приводит к осложнениям – в среднем, по данным исследований, в 5-7% случаев. Это высокий процент. Так происходит потому, что введение иглы осуществляется по внешним ориентирам, фактически вслепую, а рядом с подключичной веной находятся подключичная артерия и плевральная полость. Отработать эту манипуляцию на 100% нельзя - анатомия у каждого человека индивидуальна. Поэтому в США, Израиле или Германии такую процедуру всегда выполняют с помощью узи-навигатора, который позволяет контролировать введение катетера в режиме реального времени. Однако в ДГБ №1 такого прибора не оказалось. Можно осуждать врача, который провел манипуляцию неверно и не проконтролировал последствия, но давайте не забудем предъявить претензии и к руководству больницы, где не закупается крайне необходимый прибор. Однако про претензии к медицинским чиновникам ничего не слышно – все поносят одного врача Малых», - рассказал медицинский работник.

Возможно, претензии к начальникам врача все-таки будут сформулированы. Следующее заседание суда назначено на 26 марта, на него для дачи показаний уже приглашены главный врач ДГБ №1 Анатолий Каган и управленцы среднего звена.

«Росбалт» будет следить за развитием событий.

Евгений Зубарев

Видеорепортаж можно посмотреть здесь.

Подпишитесь