Posted 19 февраля 2014, 19:24
Published 19 февраля 2014, 19:24
Modified 31 марта, 14:56
Updated 31 марта, 14:56
В «судебном квартале» на юге Петроградской стороны все-таки появится общедоступный сад. Здесь же будет организована двухкилометровая пешеходная набережная Малой Невы. А вот архитектурный проект здания Объединенного суда ждет очередной пересмотр.
Совет по культурному наследию при губернаторе Петербурга рассмотрел доработанную концепцию «судебного» или «юридического» квартала, который должен появиться на месте снесенного Государственного института прикладной химии. Ранее здесь планировалось реализовать проект «Набережная Европы». Однако, после того как структуры ВТБ приняли решение отказаться от этой идеи, территория на юге Петроградской стороны была отдана под учреждения объединенного Верховного и Высшего Арбитражного суда, который должен вскоре перебраться в город на Неве.
Известно, что в городском конкурсе архитектурных концепций «судейского квартала» победу одержала «Архитектурная мастерская Максима Атаянца». Впрочем, у архитектурного и градозащитного сообщества возник ряд претензий к концепции. Самое главное, в вину была поставлена, в частности, «гипертрофировнная классицизация». Жюри рекомендовало Атаянцу уйти от прямого копирования исторических образцов, «вычистить» исторические цитаты. Было высказано предложение о «глубочайшей переработке» архитектурного решения театра Бориса Эйфмана, который должен появиться рядом с корпусами суда. Кроме того, решено было отказаться от возведения на территории жилья для служителей Фемиды, что также потребовало внесения изменений в проект.
Выяснилось, что там, где изначально предполагалось построить квартиры для судей, все-таки будет разбит общедоступный городской парк. Из 12 га территории 3,5 будут отданы именно под зеленые насаждения. Это стало определенным компромиссом, ведь ранее существовала идея вообще отдать всю территорию бывшего ГИПХа под парк.
Что будет из себя представлять этот самый сад, так и осталось непонятным. Дело в том, что ландшафтные решения по нему не были представлены. Территория была просто обозначена как зеленая зона. Сад будет разбит непосредственно рядом с Невой, напротив южного фасада театра Эйфмана. У авторов проекта явно просматривалось желание сделать так, чтобы здание театра было видно с воды. Поэтому появление "заслона" из деревьев явно идет вразрез с этими планами.
Интерес вызвал тот факт, что в Петербурге, согласно доработанному проекту, должна появиться двухкилометровая пешеходная набережная. Она будет простираться от Биржевого до Тучкова моста. На ней будут оборудованы два спуска к Малой Неве. Один напротив театра, а второй напротив здания Высшего суда.
Авторы концепции обещают, что наличие в квартале федеральных учреждений не превратит южную часть Петроградки в изолированную для простых горожан зону. Доступ в нее будет свободным. Однако, дабы избежать пробок при съезде с Биржевого моста, а также чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение пешеходов в квартал со стороны Петропавловской крепости, необходимо построить подземный переход на площади Лихачева.
Открывшийся после сноса ГИПХа вид на Князь-Владимирский собор с Дворцовой набережной обещают сохранить. Во всяком случае, самой высокой точкой «юридического района» должен стать флагшток здания Объединенного суда. Его высота составляет 28 метров. Судя по продемонстрированным слайдам, он не должен перекрывать вид на собор.
Экспертное сообщество достаточно высоко оценило работу, проделанную Атаянцевым. Это объяснимо, ведь никто уже практически не сомневался в том, что проект «Набережная Европы», который подразумевал появление фоновой, плотной, массивной жилой застройки будет реализован. В этом плане предстоящее создание и пешеходной зоны, и сада было расценено как «подарок городу».
«Проект серьезно продвинулся. Была учтена практически вся градостроительная картинка. Мы получаем новые общественные пространства, новую набережную», - рассказал заместитель председателя ВООПиК Александр Кононов.
С другой стороны, членов совета несколько возмутило, что все здания, которые представлены на картинках, довольно детально прописаны. Они усомнились, что речь идет лишь об объемно-планировочной концепции, предположили, что имеют дело с целым архитектурным проектом.
Историк архитектуры Владимир Лисовский отметил, что видны предпосылки к тому, что у исторического здания биржи на стрелке Васильевского острова появится конкурент в виде выпирающего строения Объединенного суда.
«Суд Российской Федерации — это, конечно, сила, но не до такой же степени», - отметил Лисовский. Он уличил Атаянца и в том, что архитектор достаточно легко переходит от одной исторической темы к другой, а его работа "полна цитат и заимствований".
Зато глава «Студии 44» Никита Явейн решил «прицепиться» к проекту театра Эйфмана. Он ему напомнил театр, который был построен в Бухаресте.
Историк архитектуры Михаил Мильчик в свою очередь указал, что работа была выполнена талантливо и профессионально, но без «клонирования» в ней не обошлось. Это свидетельствует о вторичности. Проект в представленном виде мог бы быть реализован на периферии города, но никак не в центре. «Он не может быть принят в принципе, несмотря на все достоинства», - заявил Мильчик.
Таким образом, совет решил согласовать исключительно архитектурное решение в части объемно-пространственной композиции. За это проголосовали 11 членов, четверо выступили "против", один воздержался.
Скорее всего, проекты главного здания суда и театра ждет очередная доработка.