Posted 17 февраля 2014, 19:40
Published 17 февраля 2014, 19:40
Modified 31 марта, 14:59
Updated 31 марта, 14:59
Страшное ДТП, случившееся 15 февраля недалеко от российско-финской границы в Брусничном, унесло жизни десяти человек. Еще трое были ранены, один из них (предположительно, водитель лесовоза, в который врезался на полном ходу пассажирский микроавтобус) находится в Выборгской районной больнице и лишь сегодня переведен из реанимации в отделение.
Однако чиновники по-своему определились с возможными виновниками многочисленных трагедий на магистрали, уже получившей название «дорога смерти». Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выступил с предложением подготовить меры, ограничивающие допуск на рынок автоперевозчиков, не обеспечивающих безопасность пассажиров. “Аварии с участием транспортных средств петербургских предпринимателей на территории Ленинградской области с многочисленными человеческими жертвами вынуждают руководство 47-го региона в очередной раз ставить вопрос о необходимости усиления контроля за перевозками пассажиров, - говорится в официальном сообщении пресс-службы областного правительства. - Наш регион транзитный: на дороги выезжают водители не только из Ленинградской области, но и из других регионов. Нам сложно контролировать, кто и в каком состоянии садится за руль и перевозит большие группы пассажиров. Между тем во многих авариях, произошедших с начала года, налицо человеческий фактор. Уровень ответственности перевозчиков необходимо повышать".
Дрозденко также заметил, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки в Финляндию, пренебрегают предрейсовым техосмотром и контролем водителей, а пассажиры не застрахованы от несчастного случая. Ожидаемое предложение «ужесточить и углубить» (наблюдатели только ожидали, из какого именно места оно последует) вызывает вполне объяснимое возмущение со стороны самих автоперевозчиков. Они убеждены, что власти, вместо того, чтобы навести порядок на федеральной трассе, в очередной раз перекладывают вину друг на друга.
«Для начала губернатору Дрозденко и других начальникам следовало бы вспомнить постановление правительства, предусматривающее обязательное лицензирование пассажирских перевозок, которое действовало до 2012 года, - заявил «Росбалту» председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. - Однако этими же чиновниками постановление было отменено с убийственным аргументом: пассажирский бизнес зачах, его надо развивать, а лицензирование этот процесс якобы тормозит. Трасса «Скандинавия» уже давно вошла в анналы истории как дорога смерти. Там вообще отсутствует организация дорожного движения. Губернатору и его коллегам следовало бы также вспомнить, что финны ее строили вовсе не для многотонных фур и огромных пассажирских автобусов, гоняющих с бешеной скоростью, а для полуторок. Но на трассу запустили тяжелый транспорт, а для безопасности не сделали ничего».
По данным Росавтодора (именно эта организация надзирает за порядком на федеральных трассах), по «Скандинавии» за сутки проезжает около 35-40 тыс. единиц автотранспорта, из них 65% легковых автомобилей, 31% грузового автотранспорта, более 5% автобусов. В выходные дни транспортный поток увеличивается примерно на 40%, причем основная масса путешественников — как раз пассажиры, катающиеся в соседнюю «Финку», как на дачу.
«Основной рост аварийности дают нам федеральные трассы. «Скандинавию» можно назвать трассой смерти. Мы неоднократно уже поднимали эти вопросы на разных уровнях, но результата нет», - сообщает заместитель начальника УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Александр Капустин.
По словам сотрудников ГИБДД, для снижения аварийности на «Скандинавии» необходимо срочно провести реконструкцию, установить барьеры, разделяющие потоки движения. Но полицейские отмечают, что ни областные муниципалитеты, ни районные власти, ни само областное правительство ничего не делает для организации дорожного движения даже на таких крупнейших магистралях.
«Денег у них нет? Нет, это у них другая болезнь — называется «изжога пиар-ответственности", - возмущается Василий Киселев. - Желание одно — снова перекинуть свою вину хоть на кого-нибудь. На этот раз — на перевозчиков. Раньше, например, перекидывали на муниципалов. Или на завод. Какой завод? На 122-м км той же «Скандинавии». УГИБДД завалило письмами Ленобласть с требованием установить вдоль трассы освещение. Ведь только из-за плохой видимости там погибли шесть человек, а еще 22 получили тяжелейшие ранения. Проблема в том, что рядом находится перерабатывающий завод, и водителям совершенно не видно, кто откуда сворачивает и куда едет. Но чиновники только бумажки перебирали и говорили, что во всем виноват... сам завод. Дескать, он должен освещением заниматься. А света так и нет по сей день».
По мнению экспертов, за те деньги (по некоторым данным, около 1,5 млн евро в год), которые Россия получает с 1960-х годов только лишь от одной сдачи в аренду участка Сайменского канала (того самого, где 15 феврали погибли 10 петербуржцев) можно было «Скандинавию» выложить золотом. «Я не снимаю вину с водителей — вероятно, они действительно превысили скорость. Но, если бы там стояли отбойники, таких последствий удалось бы избежать, - говорит Василий Киселев. - Даже при скорости 70-90 км/ч сила удара при лобовом столкновении машин при отсутствии отбойника соответствует тому, как если бы машины неслись со скоростью 180 км/ч. Шансов никаких, это убийственно!»
Многочисленные петербургские водители, регулярно катающиеся в «Финку» и знающие трассу, как облупленную, убеждены: надо тотально ставить отбойники, камеры и как можно чаще - по посту ДПС. “Каждую зиму это не дорога, а каток, езжу именно тут очень осторожно, и если есть возможность, объезжаю через Торфяновку. Может, после этого ужаса что-то изменится?! Но какой ценой! Ценой 10 жизней! Не могу понять, почему за дорогой так плохо следят! Ведь только недавно, в понедельник, 10 февраля там была авария, видела сама: пустой автовоз и легковушка”, - возмущаются автомобилисты.
Водители регулярно жалуются, что трасса разбита, не освещена, не убрана и абсолютно не благоустроена. Совсем недавно — перед наступающим 2014 годом — на трассе было замечено снежное месиво и на протяжении пяти часов дороги водители не обнаружили ни одной единицы уборочной техники. “Прибавьте к этому отсутствие освещения на международной автодороге и, как говорится, чья бы корова мычала. Мне думается, что подобное для российских властей - система, а не случайность”, - возмущаются граждане.
В Ассоциации перевозчиков пассажиров солидарны с автолюбителями.
"Давайте вообще запретим пассажирские перевозки, следуя логике чиновников, - говорит Василий Киселев. - Однако господин Дрозденко не в курсе, видимо, что бьются не только маршрутки, но и большие автобусы. 18 марта прошлого года на той же «Скандинавии» перевернулся пассажирский автобус, четыре человека погибли... Ничто не спасет, когда нет организации дорожного движения». В соседней Финляндии, которая, кстати, и строила нам дорогу возле Сайменского канала, да и саму «Скандинавию» тоже, не предполагали, что в России трассу, предназначенную изначально не для такого потока крупного и тяжелого транспорта, будут эксплуатировать и в хвост, и в гриву, и при этом совершенно не содержать.
«Совсем недавно на круглом столе в Финляндии, посвященном безопасности дорожного движения, финская сторона умоляла российскую: делайте что хотите, но обезопасьте дорогу, укрепите проезжую часть, введите нормальную полосность движения, установите свет, отбойники! - рассказывает Киселев. - А у нас все делят, кто за какой кусок трассы отвечает».
По мнению экспертов, маршруточников, доставляющих в «Фэйрилэнд» петербуржцев, никто тронуть не сможет — их тысячи. Как говорят специалисты, в правоохранительных органах с регулярным отстрелом таксистов-конкурентов справиться не могут, а уж с перевозчиками, которые облепляют прилегающие к площади Восстания улицы и обещают за 600 рублей доставить «до Финки с ветерком» - и подавно.
Впрочем, ответственность перевозчиков, безусловно, тоже должна быть. Буквально неделю назад «Фэйри-туры» до Суоми подешевели настолько, что вообще не понятно, на чем зарабатывают бизнесмены. Видимо, за счет оборота: несчастные водители мотаются туда-сюда с бешеной скоростью, лишь бы окупить затраты. Автор этих строк недавно ехала из аэропорта Хельсинки в Петербург как раз на таком маршрутном такси. Водитель откровенно засыпал за рулем. По его словам, он возвращается из Норвегии, куда отвозил питерских туристов. По дороге в Хельсинки захватил нашу группу, так как был предварительный заказ, а гонять другую машину из Питера невыгодно. В итоге он проехал почти двое суток и очень торопился домой — отоспаться, потому что завтра — снова в рейс.
Перевозчики соглашаются и с такой критикой, и с тем, что водители сами должны быть ответственнее. Раньше, говорят, у шоферов существовало негласное правило: на Сайменке не обгонять, а кто обгонял — того били, чтобы неповадно было. «Водитель той маршрутки, если и был виноват, уже там, наверху, за все ответил. Но и тем, кто на земле, чтобы сказать: «Мы сделали для безопасности все, что могли», надо действительно это сделать», - считают петербуржцы.
Марина Бойцова