Posted 14 февраля 2014, 13:35
Published 14 февраля 2014, 13:35
Modified 31 марта, 15:01
Updated 31 марта, 15:01
Истории о влюбленных кошечках и песни про лебединую верность — всего лишь красивые сказки, придуманные людьми. На самом деле жизнью управляет коварство богомола, эгоизм льва и преданность волка.
Если ягуаров из зоопарка Рока и Агнессу поселить вместе, все закончится очень печально: «муж» и «жена» сожрут друг друга, причем в самом прямом смысле. И это несмотря на 6-летний стаж «брака» и нескольких детей. И даже невзирая на то, что последние сыновья, родившиеся накануне нового 2014 года, — копия папы, черненькие! Но отцу не до лирики — дай ему волю, он бы и супругу, и детей съел. Поэтому после «ночи любви» их разводят по разным клеткам, а малышей, как зачастую бывает, воспитывает мама.
Аналогично и с белыми медведями Меньшиковым и Усладой. В браке — ровно 20 лет, 15 детей, а все туда же! "Меньшикову не нужен Мишутка, ему нужна только Услада», - говорит методист Ленинградского зоопарка Татьяна Медник. Самку медведь выбирал среди многих, никто не приглянулся, кроме скромной "блондинки". Но, как говорится, жена женой, а главе семьи - не до воспитания. С детьми сидит только мамаша, и то до поры до времени.
На мои настойчивые вопросы, применимо ли к животному миру понятие «любовь» в ее человеческом, так сказать, варианте, специалист зоопарка отвечает недоумением: «У животных существует инстинкт размножения. Пришла весна, потеплело, природа просыпается — вот она и «любовь». Все просто: рождение детенышей запрограммировано на максимум кормовой базы, и животные ориентируются в первую очередь на это».
Впрочем, несмотря ни на что в том же Ленинградском зоопарке есть настоящие устойчивые семьи.
По крайней мере, такими бы их хотелось видеть. Скажем, те же ягуары Рок и Агнесса — гордость сотрудников, они уже четыре раза приносили потомство. Весьма нежной мамой своего первенца оказалась снежный барс Кира. «Супруг» Арбат, прибывший из Новосибирска, старше юной канадки Киры на 10 лет и особо не интересуется дочкой Нанди. Зато мать трепетно воспитывает 2-годовалую малышку. А вот у феньков Пьера, Мари и Феньки семья не совсем приличная, многим депутатам бы не понравилась. Дело в том, что Пьер живет сразу с двумя девушками, причем детей заводить пока не спешит.
Зато очень трогательные отношения у верблюдов Саида и Фатимы. Влюбленный в свою супругу по-прежнему, несмотря на общую дочь Шариду, Саид периодически орет о своих чувствах на весь зоопарк. Как говорят сотрудники, от этого вопля «Бе-бе-бе!» посетители даже шарахаются. В минуты особого душевного волнения Саид пускает слюни, привлекая подругу. Напустил целую лужу слюней — и дама сердца твоя!
Вообще зоологи разрушили большинство идеалов в канун Дня всех влюбленных. Неужели все прекрасные истории любви животных придумали романтичные поэты, Уолт Дисней и любительницы кошечек в социальных сетях?.. «Конечно, это типичная идеализация мира природы. А вы думаете, у людей не так? - размышляет зоопсихолог Михаил Казаков. - Животное при выборе партнера руководствуется доминантой, которая как бы преувеличивает и «романтизирует» образ избранника. Для зверей это обуславливается инстинктом, который позволяет выбрать «одного единственного». У людей это называется периодом влюбленности, когда субъективное восприятие ослепляет, и кроме избранника или избранницы влюбленный человек никого не видит».
При этом поведение пронзенного стрелой Амура человека и животного в принципе схожи: самочки «причесывают перышки» и усаживаются поудобнее — понаблюдать за схваткой. А самцы токуют, бьются рогами, размахивают хвостами, бьют копытом и вообще обещают отдых на Канарах и звезду на небе.
Скажем, у антилоп, лосей, буйволов или снежных баранов «круче» тот, у кого длиннее рога. Слоны меряются длиной хоботов, причем хоботами, как канатами, они еще и перетягивают друг друга. Кто победит — тому и слониха достанется. Последняя ведет себя как настоящая женщина: сначала строит глазки, потом, заметив, что ее оценили, начинает игриво убегать и, прячась за пальмой, подглядывает, как возлюбленный ее ищет. И находит, конечно, — слону в лесу трудно спрятаться.
Очень все неприлично происходит у бегемотов — они завлекают противоположный пол своими … экскрементами, а за самок бьются крайне жестоко. Впрочем, у них свои понятия о красоте и силе. Но зато злобность и сила не всегда дают преимущество — бывает, что бегемотиха выбирает не победителя (что-то русское есть в этом, как считают зоологи. «Полюбить из жалости»).
Многим человеческим особям далеко до брачных игр осликов-куланов. Те неустанно носятся перед самками, высоко задирая ноги, катаются перед ними по земле, встают на колени, тычутся мордами, рвут траву и рассыпают ее перед дамой. Что при этом происходит в голове у ослицы, остается только догадываться. То ли она уступает от восхищения перед такой фантазией, то ли из сострадания — чтобы бедолага, наконец-то, уже успокоился.
«Зато львы — исключение из семейства кошачьих. В природе они живут семьями, - рассказывает Татьяна Медник. - Объясняется это просто — в семье легче охотиться и защищать свою семью от чужих. Однако до поры до времени. Когда лев состарится, на его место придет новый, причем он съедает всех детей от прежнего главы семейства. Самки у них вообще безропотны и подчиняются любому лицу мужского пола». Впрочем, обитатели зоопарка - львы Адам и Тася - пока не создали семью.
По словам сотрудницы Ленинградского зоопарка, песни про лебединую верность — тоже не более чем песни. «Если с самкой что-то случится, то лебедь один жить не будет, другую найдет», - говорит Татьяна Медник.
Зато весьма трогательна история японских журавлей Кобе и Фанабаши.
По словам Медник, они — образец настоящей семьи. Несмотря на наличие детей, птицы по-прежнему заботятся и друг о друге, и о потомстве. Самец не только подменял подругу в высиживании яиц, когда она хотела "проветриться", но даже самостоятельно высидел второе яйцо, и уставшая мать вернулась уже к «готовому» ребенку.
Будущая семейная жизнь зверей зависит от особенностей конкретного вида. Кто-то сохраняет пару до смертного одра, а иные могут и голову за ненадобностью откусить. Самки некоторых хищных птиц, найдя «мужа», тут же становятся «домохозяйками», перестают добывать пищу и сидят дома в ожидании мужа. Чем больше корма он принесет — тем нежнее будет с ним подруга и будет больше спариваний.
Самка богомола, откусывающая голову супругу сразу после спаривания, пример уже почти хрестоматийный (подобным образом, кстати, ведут себя некоторые виды пауков). Но делает она это не по злобе или из феминистических идеалов, а по необходимости — так больше возможностей получить качественный «материал» для будущего потомства. Впрочем, если богомол успеет вовремя «смыться», то есть вероятность избежать казни. Однако шанс очень небольшой, зачастую богомолиха доедает «супруга» и после спаривания. В зоопарке говорят, что особенной преданностью отличаются волки. Они стараются жить одной семьей буквально до последнего.
Зато все непросто с ближайшими родственниками человека — обезьянами. По словам Медник, самые «приличные» в нашем понимании — это гиббоны. Они весьма нежны и привязаны друг к другу. А их брачные игры — вообще образец для подражания. Они и поют, и танцуют. Но так ведут себя только гиббоны. Остальные обезьяны живут проще и незатейливее: например, мартышки спариваются практически со всеми, кто попадется; павианы вообще не заботятся о своей семье, предпочитая только спаривание; шимпанзе «флиртуют» только перед занятиями любовью, а орангутаны, шимпанзе и гориллы вообще, по нашим понятиям, «отморозки»: делают что хотят, не думая ни о приличиях, ни о детях. Кстати, любопытно, что орангутаны-подростки к четырем годам (по-нашему, как раз где-то к 14-ти) уходят в подростковые группировки, которые так и называются — банды.
Хотя в целом внешне отношения у приматов создают впечатление домашнего уюта: гладят друг друга, чистят, насекомых ловят. «Не обнадеживайтесь — это не ласки в нашем понимании. Таким образом они всего лишь демонстрируют подчинение», - говорит Татьяна Медник. Вообще, как замечают специалисты, иногда интимное поведение двуногих и прочих удивительно схоже. Например, очень часто не слишком уверенные в себе особи женского пола «клюют» на одного и того же героя, и такая массовость является ничем иным, как подтверждением правильности собственного выбора. Посмотрите, например, как реагируют поклонницы на какого-нибудь очередного поп-мачо. Или как ведут себя не обремененные интеллектом парни «с района», надеясь завоевать местную пергидрольную диву. А вы говорите - Петрарка!
Марина Бойцова