Posted 12 февраля 2014, 11:26
Published 12 февраля 2014, 11:26
Modified 31 марта, 15:03
Updated 31 марта, 15:03
Петербургские чиновники совместно с представителями РПЦ объявили, что 23% местных школьников изучают «Основы православной культуры» (ОПК). Ранее таких было менее 6%, что вызывало огорчение в местных церковных кругах и в руководстве РПЦ.
По счастью, специальные мероприятия, проведенные в петербургских школах по указанию чиновников комитета по образованию в текущем учебном году, привели к резкому росту числа родителей, выбирающих для своих детей курс ОПК. Впереди внедрение религиозных догматов в материалы всех гуманитарных предметов – истории, литературы, обществоведения. Об этом на специально созванной пресс-конференции рассказали заместитель председателя отдела религиозного образования Петербургской епархии Илия Макаров и начальник отдела общего образования комитета по образованию администрации Петербурга Надежда Спиридонова.
Начал дискуссию Илия Макаров, который заявил, что духовность и религиозность – это одно и то же. «Когда мы говорим о духовности, мы, прежде всего, говорим о религиозной составляющей бытия человека. Другого понятия слова «духовность» в принципе быть не может. То, что мы иногда пытаемся притянуть к этому определению, не является духовностью в полном смысле этого слова, только религиозное наполнение дает ему смысл, так всегда понимало человечество этот термин. Поэтому, когда мы говорим о духовной культуре, мы, прежде всего, говорим о религиозной культуре», - отметил священник.
С ним согласились все выступающие.
«Мы очень давно говорим о необходимости духовного просвещения в школах и сейчас можем радостно сказать: вот оно, наконец-то оно началось! Мы говорим о необходимости духовного просвещения для каждого человека, для каждого российского школьника. Церковь всегда говорила об этом как о наиболее важном своем деле – занимаясь духовным просвещением, мы будем способствовать нравственному возвышению нашего общества. Как сказал один из современных богословов, духовное просвещение с помощью курса ОПК способствует привитию вкуса нравственности среди современных школьников», - сообщил представитель Петербургской епархии.
«Нельзя сводить духовное просвещение только к вопросу введения предмета ОПК в четвертом классе. Ведь процесс образования и воспитания – неразрывный. Сегодня проблема родительской неграмотности в части духовного просвещения очевидна. Мне кажется, ситуация с введением уроков добра и веры должна прийти и в дошкольные образовательные учреждения, где именно и нужно начать процесс духовного просвещения среди родителей. Ведь именно тогда начинаются у детей первые шаги познания того, что такое хорошо, а что такое плохо. Если начать духовное просвещение в дошкольной среде, то уже в школе к выбору образовательного модуля родители будут относиться более сознательно, слушая свое сердце и понимая, к чему они готовы», - заявила начальник отдела общего образования комитета по образованию администрации Петербурга Надежда Спиридонова.
Чтобы понять суть, а главное - следствие этих высказываний, предлагаю читателям словосочетание «духовное просвещение» заменять на «религиозную пропаганду» .
Любопытно, что сам факт вмешательства представителей религиозных конфессий в учебный процесс государственных школ светского государства не вызывал удивления у участников дискуссии. В ответ на вопрос, нормально ли навязывать религиозные догмы в стране, где в Конституции прямо прописан ее светский статус, Илия Макаров ответил категорично – да.
«Мне часто приходится комментировать эти статьи Конституции, где упоминается светское государство. Могу сказать, что светское не значит нерелигиозное. Советую смотреть другие федеральные законы, которые раскрывают суть формулировок Конституции. Так, в ФЗ «О свободе совести» говорится о главной роли православия по отношению к истории и культуре нашей страны, а значит и мировоззрения человека, который живет в России», - объяснил священник.
«Вот когда мы в школах говорим, что Юрий Гагарин в космос слетал или мы на Луну высадились, а там бога никакого не увидели, вот это и есть однобокое воспитание. Целый пласт религиозной культуры проходит мимо школьников. Поэтому светская этика в школах - это хорошо, но одной ее недостаточно», - сообщил заместитель председателя отдела религиозного образования Петербургской епархии.
Любопытно, как бесхитростно и прямо объяснили собравшиеся резкий рост числа петербургских родителей, выбравших курс ОПК. Оказалось, что после того, как были обнародованы данные о 6% таких горожан, РПЦ и чиновники городской администрации разработали программу, предусматривающую более настойчивое продвижение религиозного курса в местных школах.
«Мы обратились в школы с просьбой к директорам провести эту работу неформально. Тут ведь все важно – как правильно провести родительское собрание, как пригласить в школу духовенство, как сделать интересную презентацию модуля», - рассказала Надежда Спиридонова.
«Мусульмане, буддисты или представители других конфессий с просьбами провести презентации своего модуля к нам в комитет не обращались. Вообще особенность Петербурга для тех, кто понимает, как формировалось российское государство, в том, что здесь понимают, как важно православие для нашей культуры. Что касается петербургских мусульман, то они как раз выбирают модуль основы мировых религий, чтобы их ребенок мог лучше адаптироваться в нашем обществе. Ислам эти дети и так знают – им нет смысла его изучать в школе, они дома уже все хорошо выучили», - пояснила чиновница.
Дальнейшее внедрение религиозной пропаганды в городских школах Спиридонова видит в реформировании гуманитарных предметов. «Необходимо продвигать этот курс и дальше, в старших классах, но уже не отдельным предметом, а путем введения элементов ОПК в курсах истории, литературы, обществоведения и т.п.», - заявила глава отдела. Отвечая на мой вопрос о том, как у детей будут совмещаться в голове теория эволюции, фундаментальные законы физики и другие научные постулаты с религиозными догмами, Спиридонова сообщила, что проблемы не видит: «Что касается теории эволюции, то я не вижу противоречий в том, что она преподается вместе с духовным просвещением. Задача школы – дать ребенку весь возможный спектр теорий и гипотез, а дальше он сам выбирает. Ребенок должен знать, что такая теория есть, но не обязан считать, что она верная. А экзаменационные билеты сейчас составлены так, что никто не требует от школьника выбирать между противоречащими друг другу мировоззрениями».
Заметим, что всего в Петербурге сейчас используется три образовательных модуля: 23% школьников изучают ОПК, и примерно по 38% - основы мировых культур и светскую этику.
Интересно, что недовольство низкими показателями популярности религиозных курсов в российских школах (менее 30%) недавно выказывал глава РПЦ патриарх Кирилл.
Так, комментируя результаты по Центральному федеральному округу, где курс выбрали лишь 24% россиян, он заметил, что причиной такого положения является возможность выбора между светским и религиозным образованием, который, по его словам, предложила церковь. «Делая такой правильный шаг навстречу людям нерелигиозным, мы представить не могли, что светская этика станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру. Полагаю, что эти перекосы будут, несомненно, исправлены», – заявил патриарх Кирилл.
Судя по последним высказываниям региональных представителей РПЦ и поддерживающих их чиновников, перекосы будут, несомненно, исправлены. Ведь эти показатели самым наглядным образом опровергают утверждения церкви о тотальном доминировании православия в мировоззрении современного россиянина - а это уже покушение на основы.
Евгений Зубарев