Posted 31 октября 2013, 17:00

Published 31 октября 2013, 17:00

Modified 31 марта, 16:33

Updated 31 марта, 16:33

Подготовка к битве за Смольный

31 октября 2013, 17:00
На этой неделе Петербург накрыл не только климатический, но и политический шторм. О своем интересе к городу объявила команда Навального, местный избирком «построил» муниципалов, а губернатору на этом фоне вручили орден.

На этой неделе Петербург накрыл не только климатический, но и политический шторм. О своем интересе к городу объявила команда Навального, местный избирком «построил» муниципалов, а губернатору на этом фоне вручили орден.

Обозреватели, ответственные за толкование городских политических событий, сегодня находятся в двусмысленном положении. Они могут рассматривать каждую из поступающих новостей поодиночке, а могут и обнаруживать между ними нечто общее. Обе трактовки пока имеют право на существование, но вот странность — все большей популярностью сегодня пользуется второй подход. Попробуем понять почему.

Возьмем, скажем, одну из самых громких новостей недели — информацию об открытии в Петербурге филиала Фонда борьбы с коррупцией, любимого детища Алексея Навального. СМИ уже успели предположить, что бюджет организации составит порядка пяти миллионов рублей, а главной целью «московских гастролеров» станут муниципальные выборы, назначенные на 2014 год.

На самом деле, интерес команды Навального к Северной столице вполне закономерен. Использованные в ходе московских выборов приемы идеальны для российских городов-миллионников, а Петербург из них самый населенный и продвинутый. Только вот обязательная привязка гостей из Первопрестольной именно к муниципальным выборам вызывает большие сомнения. В конце концов, сама электоральная технология, столь удачно сработавшая в столице, ориентирована на одного главного кандидата, а вовсе не на десяток претендентов более чем в сотню петербургских муниципалитетов. Да и с точки зрения общероссийского PR, столь необходимого оппозиционеру Навальному, электоральный успех в нескольких безвластных петербургских МСУ вряд ли принесет ему большую пользу, поэтому едва ли есть смысл на это всерьез тратиться.

На этом месте можно было бы поставить большой знак вопроса и перейти к следующим новостям. А можно провести логическую цепь чуть дальше — к губернаторским выборам, и все сразу встает на нужные места. Громкая битва за Смольный (не важно, в исполнении самого экс-кандидата в московские мэры, или же одного из его соратников), успешная кампания за пару лет до федеральных выборов — это для оппозиции как раз то, что «Чуров прописал».

Идем дальше. Новые краски в выборную тему на неделе внесла информация о триумфе городской избирательной комиссии. Решительный Горизбирком выиграл судебные процессы сразу же в двух районных судах против «нехороших» муниципалов, отказавшихся включить кандидатов от ГИКа в свои составы (согласно букве петербургского закона, половина мандатов в местных комиссиях формируется вышестоящей выборной инстанцией). Самые смелые муниципалы попытались обойти это правило, но тут же были пригвождены Фемидой к позорному столбу.

Городской избирком последний десяток лет пребывал в таком сонном состоянии, что это сообщение явилось чуть ли не сенсацией. Аналитики немедленно бросились предлагать варианты его толкования. Версии излагались самые разнополярные — от грядущей передачи местным властям серьезных полномочий до карьерных амбиций главного «выборщика» Алексея Пучнина.

Однако из фокуса общего внимания почему-то ускользнула одна немаловажная деталь. При новом порядке избрания губернаторов голос муниципальных депутатов становится едва ли не судьбоносным на первом этапе кампании — и, стало быть, к их выборам стоит подходить со всей серьезностью. Именно такую серьезность вкупе с четким пониманием своего места в структуре петербургской власти и продемонстрировал нам Горизбирком.

Все большее число уважаемых жителей Петербурга — причем, не только в кулуарных, но и во вполне публичных сферах — обсуждают сроки ухода из Смольного губернатора Полтавченко. И пытаются связывать с этой интригой все мало-мальски важные городские события. Власть на таком фоне чествует себя все менее уверенно.

Такое ведь в нашей недавней истории уже бывало. Так, весной 2011 года в квалифицированном общественном мнении вопрос о том, сохранится ли Валентина Матвиенко в статусе губернатора Петербурга, уже не стоял. Несмотря на отсутствие любых официальных комментариев, «политические кулуары» знали: до конца своего формального срока губернатору не досидеть. Разумеется, такие общественные ожидания просто не могли не сбыться.

За восемь лет до того мы видели еще одну реинкарнацию похожей истории: весной 2003-го только самый нелюбопытный горожанин не знал, что губернатор Яковлев сможет досидеть в своем кресле лишь до трехсотлетия Петербурга. Опять-таки, никто об этом, разумеется, официально не объявлял — но политический жребий уж был брошен.

В пассиве Матвиенко были две критические зимы с человеческими жертвами. У Яковлева — сражение с федеральным центром и желание тогдашнего главного администратора страны Александра Волошина реализовать «петербургский проект». В случае же с Полтавченко ничего сравнимого по масштабам вроде бы не случилось — и, тем не менее, факт остается фактом: в какой-то момент времени «кулуары» постигло внезапное понимание того, что его губернаторские дни подходят к концу.

В этой связи наиболее популярный вопрос «когда?». То есть, в какой именно момент Петербург (впервые с того самого 2003-го) соберется к урнам, чтобы проголосовать за губернатора. Формально, напомним, это событие случится в 2016-м. Но даже с точки зрения политической целесообразности должно произойти раньше.

Судите сами. На 2016 год назначены несколько кампаний важного уровня. Во-первых, должны выбирать Государственную думу. Во-вторых, губернатора Северной столицы. В третьих, петербургский ЗакС. И если первые и третьи выборы между собой еще как-то «женятся», то одновременное избрание думцев и хозяина Смольного явно выглядит неудачной для власти затеей. Хотя бы потому, что кандидаты в губернаторы от оппозиции заручатся дополнительной подпиткой от своих федеральных брендов, которые получат немалое время в эфирах всех федеральных каналов. Ведь у нас же единый день голосования.

Стало быть, точно не 2016 год. Остается всего два варианта: 2014 и 2015 годы. На мой взгляд, выбор между ними предопределит экономика. В ближайшее время положение дел едва ли улучшится (если доходы электората хотя бы сохранятся на нынешнем уровне, это уже будет праздником) — и, значит, чем раньше переизберется градоначальник, тем спокойнее будет его московским кураторам.

Ну и напоследок. Во вторник президент страны наградил губернатора Петербурга орденом Александра Невского. Кто знает, может это и есть тот самый счастливый билет в чудную новую жизнь?

Андрей Соллогуб

Подпишитесь