Posted 18 октября 2013, 18:10
Published 18 октября 2013, 18:10
Modified 31 марта, 16:45
Updated 31 марта, 16:45
Городские кулуары кипят: Виталий Милонов поссорился со своим давним кормчим Вадимом Тюльпановым, и даже лишил последнего депутатской приемной. А местный предвыборный штаб Валентины Матвиенко возобновил работу. Одним словом, нездоровая канитель, явно напоминающая о скорых местных выборах. Однако попробуем разобраться в этих слухах и версиях по порядку.
До последнего времени таблички, оповещающие о приемных члена Совета Федерации Тюльпанова и депутата ЗакСа Милонова, располагались на одной двери. Объединяла их история — нынешний милоновский избирательный округ раньше (еще с 1998 года) был тюльпановским. И до сих пор депутат Милонов не хотел — или не мог — отказать своему экс-патрону в дружелюбном соседстве. Но в этой парадигме, кажется, что-то поменялось.
По официальной версии, излагаемой обоими фигурантами в СМИ, всему виной, разумеется, Смольный – он провел инспекцию приемных, которые город выделяет местным депутатам. Тюльпанов таковым не является, а, значит, и не имеет права на офис за счет петербургских налогоплательщиков. Скептики в такую трактовку, конечно, не верят (до сих пор про налогоплательщиков как-то не вспоминали, а, значит, истинная причина произошедшего кроется в другом), и предлагают аж три собственные трактовки — на выбор.
Первая: нынешние «заксовские» руководители опасаются конкуренции Тюльпанова в следующем созыве, поэтому столь заблаговременно посылают ему «черную метку». Вторая: Милонов в нынешнем раскладе сил уже куда более популярный политик, чем Тюльпанов, и просто здраво рассудил, что пора выходить из-под эгиды льва, отправившегося на политическую пенсию. Третья: Смольный продолжает планомерную зачистку города от кадров эпохи Матвиенко и лишение экс-спикера приемной лишь очередной шаг на этом трудном пути.
Кстати, о Матвиенко. Думаю, довольно высокий процент горожан уже стал забывать о том, что в городе работал такой губернатор. И уж конечно о том, что у него (губернатора) был избирательный штаб - последние общегородские выборы Валентины Ивановны состоялись аж 10 лет назад.
Представьте, таким образом, мое удивление, когда в одном из электронных почтовых ящиков в минувший понедельник обнаружилась информация от «пресс-службы избирательного штаба В.И. Матвиенко». Признаться, я на некоторое время завис перед компьютером, пытаясь понять, в какой момент попал в увлекательный сиквел американской кинотрилогии «Назад в будущее».
Сообщение, вопреки ожиданиям, оказалось весьма скучным: «25 октября комитет социальной защиты населения проводит прямую телефонную линию по вопросам оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, организации выплат семьям, имеющим детей», и прочее традиционное в таких случаях бла-бла-бла.
И что же у нас получается в сухом остатке? Казалось бы, до выборов далеко, у уважаемых государственных мужей (и жен) должно быть масса забот, не касающихся электоральной сферы Петербурга. Но, тем не менее, вот вам реальные примеры обратного.
Ларчик этой озабоченности открывается просто, если перенестись из Петербурга на 700 километров южнее и заглянуть в здание Государственной думы. Именно оттуда в четверг пришла новость, которую с затаенным глубоким чувством ждали сотни местных партийцев. Думский комитет по конституционному законодательству поддержал поправку в федеральный закон, согласно которой на Москву и Петербург не будет распространяться общая для прочих субъектов страны норма о сокращении с 50% до 25% числа мандатов в региональных заксобраниях, которые на следующих выборах будут распределяться по партспискам.
При всей казенности формулировок здесь кроется глубинный смысл. Не секрет, что в последние годы за упоминание партии власти во многих сегментах российского общества — точно как в классической максиме Салтыкова-Щедрина — начинали «давать в морду». На верхах это рейтинговое падение наблюдают с тревогой, перманентно пытаясь придумать выход из ситуации (то руководство партии видоизменяют, то народный фронт для пущей конкуренции придумывают). Однако тонкости сформулированного самой властью закона таковы, что на следующие региональные и федеральные выборы избираться пойдет опять «Единая Россия».
А раз так, подумали яйцеголовые мудрецы, нужно видоизменять ситуацию: не голосуют граждане за партсписок «с мишкой» — так пускай к избирателю выходит как можно больше кандидатов-одномандатников. Те могут даже баллотироваться на правах самовыдвиженцев, всячески отрицая свою связь с нелюбимой народом политической организацией (примерно как мэр Москвы Собянин). А после подведения итогов голосования вдруг будут вспоминать, что они преданные члены «ЕдРа», и даже запываться в партийную фракцию.
Кажется, все резонно и логично. Однако и сомнения, посетившие членов думского комитета, имеют под собой весомые основания. Иначе уважаемые господа не стали бы суетиться.
Загвоздка тут вот в чем. Многие депутаты ЗакСа от «Единой России» (не те неофиты, которые попали в Мариинский дворец впервые, а уважаемые люди, имеющие за плечами по три-четыре ходки в городской парламент) оценивают электоральную ситуацию не хуже нас с вами. Избавиться от партийного бренда для них сейчас вопрос политического выживания. Их настоящая мечта — вернуться в прошлое, не такое, кстати, и далекое (конца 90-х - начала нулевых). Тогда депутат избирался от округа без всяких списков, и своими бюджетными поправками (2% от доходов городской казны в равных долях делились на 50 народных избранников), по сути, исполнял часть функций районной администрации.
Те народные избранники, которые укреплялись на территории, становились главным магнатом своего района. Скажем, на севере Петербурга мало что могло происходить без депутата Анденко, в Невском районе — без депутата Серова, в Смольнинском — без депутата Ананова, а на Васильевском острове — без депутата Ковалева (иных уж нет, а те далече).
Построение путинской вертикали и низвержение статуса ЗакСа существенно сократило депутатские возможности, и вернуться к тем благословленным временам для продвинутых народных избранников было бы просто за счастье.
Именно поэтому для них новая федеральная схема (как можно больше депутатов от округов, и как можно меньше от списков) была бы исключительно выгодной. Но не для партбоссов. Ведь если из списка убегут все «магнаты», с кем (и с какими доходами) останутся партийные лидеры? Именно поэтому для Петербурга и Москвы в закон придется вносить поправки.
Впрочем, заметно спокойнее для местных депутатов грядущая кампания все равно не станет. Во-первых, изменение схемы означает неизбежную перемену выборной тактики. Судите сами: до сих пор заксовский округ составлял около 75 тысяч избирателей. При политической апатии середины нулевых для победы было достаточно 12-15 тысяч голосов. Давно и плотно «сидящий» на территории депутат был просто обязан собрать 5-6 тысяч голосов у ветеранских советов, бюджетников и прочих энтузиастов, остальное добиралось за счет предвыборной кампании.
Теперь число избирателей в округе естественным образом удвоится и составит в среднем 150 тысяч человек. А если учесть возрастающую гражданскую активность, понятно, что старую планку поддержки, необходимую для победы, нужно увеличить не вдвое, а даже, наверное, втрое — до 40-45 тысяч голосов. Такая цифра означает кардинально иную избирательную кампанию.
Во-вторых, сокращение депутатских округов неизбежно влечет схватку действующих народных избранников между собой. Для начала еще в ЗакСе и избиркоме — при тактических сражениях за более выгодную перенарезку округов. Потом уже «в поле» — в режиме выборной кампании. Действующий народный избранник идет на собрата-депутата — это просто электоральная песня.
Нас, одним словом, ожидают интереснейшие схватки. И невооруженным глазом заметное предвыборное обострение тому — лишнее доказательство.
Андрей Соллогуб