Posted 20 сентября 2013, 18:25

Published 20 сентября 2013, 18:25

Modified 31 марта, 17:12

Updated 31 марта, 17:12

Зенитчицу на Петроградке закроет новострой

20 сентября 2013, 18:25
Художники и поэты выступают в защиту памятника женщинам-бойцам краснознаменной МПВО в годы блокады Ленинграда. Активисты считают, что его "поглотит" новый бизнес-центр "Сенатор".

Петербургские художники и поэты в субботу, 21 сентября, проведут в сквере на Кропоткинской улице акцию в защиту памятника женщинам-бойцам краснознаменной МПВО в годы блокады Ленинграда 1941 — 1944. Свою вахту у дома творческая интеллигенция будет нести в течение трех часов, с 14:00 до 17:00. Поводом для выражения протеста послужило строительство нового восьмиэтажного корпуса бизнес-центра «Сенатор». По мнению градозащитников, здание не только уничтожит сквер, но перекроет вид на брандмауэр дома 1 по Кропоткинской улице, на котором расположен монумент.

Проект реализует ОАО «Финансовая Холдинг Компания «Империя», которая в середине 2000-х годов перестроила под «Сенатор» здание исторический Белозерских бань.

Строительством на территории исторического центра недовольны во Всероссийском обществе охраны памятников и культуры. По мнению члена президиума петербургского отделения ВООПИиК Людмилы Семыкиной, на исторические кварталы Петроградской стороны идет самое настоящее наступление. Освоение территории ведется с грубыми нарушениями федерального и местного законодательства. Объекты культурного наследия подвергаются «варварской реконструкции».

Эксперт отмечает, что вопрос застройки участка на пересечении улиц Кропоткина и Кронверкской уже поднимался в 2008 году, когда проходили публичные слушания по проекту планировки этой территории. И жители, и градозащитники отвергли проект из-за большого количества замечаний к нему. В итоге он так и не был утвержден. Более того, аборигены настаивали на возвращении баням их первоначальной функции. Ведь на Петроградской стороне места, где можно помыться и оздоровиться, исчезают с катастрофической быстротой.

Тем не менее «Империя» продолжала рекламировать свой объект. В феврале 2013 года был установлен забор, за которым начались строительные работы.

«В настоящее время собраны первичные документы, касающиеся строительства. По нашему мнению, ряд согласований имеет дефекты. Мы подали заявление в прокуратуру. Надзорное ведомство проверяет законность выдачи разрешений на строительство. Если прокуратура не выявит нарушений, то мы обратимся в суд», - сообщила Семыкина.

Эксперт обратила внимание на тот факт, что территорию, которая сейчас застраивается, окружают шесть объектов, архитектурная и художественная ценность которых признана официально. Все они являются выявленными объектами культурного наследия, кроме подстанции, которая имеет статус федерального памятника. С появлением высотки возникнет диссонанс, поскольку именно новострой может стать доминантой этой части Петроградской стороны.

Активист общественного движения «Живой город» Сергей Лунц считает, что восьмиэтажное здание полностью испортит вид на памятный брандмауэр, пространственно-архитектурная целостность ансамбля будет нарушена.

«Проект может причинить вред не только баням, но и окрестным домам. Планируется построить восьмиэтажное здание. Кроме этого, предусмотрен двухэтажный подземный паркинг. Про то, как соседние дома идут в Петербурге трещинами от подобных паркингов, наверное, никому рассказывать не надо. Дом, на котором установлен памятник, пытались признать аварийным в течение всего последнего года. То есть весь район кем-то заранее определен под застройку!» - недоумевает Лунц.

Интересно, что сам архитектор памятника зенитчицам Игорь Матвеев имеет несколько отличное от градозащитников мнение. Он считает, что локальный монумент, который становится основой протестного движения, имеет не слишком большое отношение к происходящему. Проблему необходимо решать комплексно.

«Мы видим, что стихийно изменяется историческое место Петроградской стороны. Происходит утрата пространства, масштаба, композиции. В рамках действующего законодательства реальный градостротроительный подход в Петербурге не реализуется. Придумать, что новое здание будет мешать памятнику - это притянуто за уши. Если дом будет признан аварийным, то, весьма вероятно, именно из-за нашего памятника. На брандмауэре, на котором он установлен, множество вентиляционных каналов. Размещение подобного сооружения для старого города было проблемно и критично. Однако мы прошли конструктивную экспертизу, сделали обследования и укрепления», - сообщил Матвеев.

По словам Матвеева, петербуржцы потеряют не памятник, а сквер. "Центр Петербурга формируется вокруг открытого пространства - зеркала воды. В данном же случае весь ансамбль и наш памятник в том числе тоже формировался вокруг пустоты. Сегодня задача градостроителя заключается в том, чтобы всеми руками держать пустоту. Именно она создает контраст, ритм, который формирует артикуляцию. Если не будет паузы, то будет дебильное бормотание», - считает архитектор.

Свою точку зрения на происходящее имеет и автор памятника — скульптор Лев Сморгон. Он не боится за судьбу своего детища, поясняя, что в случае разрушений его произведение смогут перенести в другое место.

«Я не в курсе всех документаций по поводу строительства, в юриспруденции я совсем невежа. Об этих вопросах я говорить не берусь. Но мне страшно, что у нас с большой скоростью падает культура. Площадь имеет историческое значение, поскольку здесь происходили значительные события. Их надо зафиксировать. Эти места связаны с временем народовольцев, великих писателей, которые описывали молодых людей в своих произведениях. Это культура определенного времени, и часть этой культуры, наверное, еще живет в нас. Было бы жалко, если бы она окончательно пропала. Но существует еще и эстетическая точка зрения. Бродский, получая Нобелевскую премию, сказал: «Эстетика — это и есть этика». Наверное, в этом есть смысл. Эстетика влияет на то, как ведет себя человек. Можно поступать правильно, но при этом некрасиво», - заявил Сморгон.

Градозащитное сообщество не согласно с обвинениями в том, что оно «за уши» притягивает к проблеме памятник женщинам-защитницам ленинградского неба.

«У нас нет закона, позволяющего защищать исторические объекты. Приходится использовать существующие, но при этом продолжать требовать хороших. Где здесь противоречие? Да, нам говорят, что мы притянули к вопросу эту фигуру на брандмауэре. Но ее символическая задача - защищать небо города! И не только от того, что падает сверху, но и от того, что растет снизу», - считает Лунц.

Подпишитесь