Posted 31 августа 2013, 10:00
Published 31 августа 2013, 10:00
Modified 31 марта, 17:31
Updated 31 марта, 17:31
Председатель комитет финансов Петербурга Эдуард Батанов заявил о том, что в следующем году дефицит городского бюджета может оказаться рекордным со времен кризисного 2008 года. В Смольном пеняют на сокращение помощи из федерального центра и рассказывают о бегстве крупных налогоплательщиков. Сможет ли Петербург прожить без московских денег? Есть ли у Петербурга внутренние резервы для увеличения налоговой базы? На эти и другие вопросы корреспондента "Росбалта" ответила заведующая кафедрой финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук Наталия Иванова.
— В последнее время говорят об очередной волне экономического кризиса, который затронет и Россию, а значит, обернется сокращением госпрограмм и помощи регионам из федерального бюджета. Как вы оцениваете экономическую обстановку?
— Мировая картина очень пестрая, хотя крупнейшие экономики мира, прежде всего США, демонстрируют небольшой рост. С другой стороны, весной этого года Минэкономразвития обнародовало прогнозы среднесрочного (на 2014-2016 годы) и долгосрочного (до 2030 года) социально-экономического развития России. Они не радужны. Так, темп роста ВВП в этом году прогнозируется на уровне 2,4%. Летом ситуация в России ухудшилась. Возможно, сказывается сезонный фактор, и к концу года мы получим более высокие цифры. Хотя новый министр Алексей Улюкаев пускай и не прогнозирует рецессию, но говорит о стагнации экономики страны. К сентябрю этот прогноз должен быть уточнен и представлен в правительство РФ.
— Для обычного человека слова "рецессия" и "стагнация" звучат одинаково тревожно.
— Если пользоваться определениями, то рецессия — это спад, а стагнация означает отсутствие развития или застой. Логично, что российские власти аккуратны в выборе формулировок. Слово «рецессия», прозвучавшее из уст чиновника высокого ранга, может стать тревожным сигналом для бизнеса и инвесторов.
— Москву в регионах принято упрекать в том, что она перетягивает на себя все ресурсы страны. Не приобрел ли и Петербург имидж «пылесоса федеральных денег»? Взять хотя бы метро — во многих городах есть замороженное еще с советских времен строительство, которое при выделении денег может быть завершено. Но новые станции обещаны Петербургу, так как он будет принимать Чемпионат мира по футболу-2018.
— К сожалению, в России очень многое делается к определенной дате. Взять, например, Казань — к Универсиаде и спортивные объекты возвели, и дороги подправили. Я уж не говорю о таком событии как Олимпиада в Сочи. Как я полагаю, несмотря на экономическую ситуацию, финансирование знаковых событий свернуто не будет. В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на подготовку к Чемпионату мира по футболу-2018. Так, на строительство стадионов по всей стране и мероприятия по обеспечению безопасности закладывается 30 млрд рублей в 2014 году, 47,2 млрд — в 2015-м и 38,1 млрд — в 2016 году.
— Правда, к Петербургу это относится меньше всего. Губернатор Георгий Полтавченко заявил о том, что денег из федерального бюджета на завершение строительства известного стадиона просить не будет, при том, что цена стройки по последним данным — почти 35 млрд рублей. Но это долгая история. Что можно ждать Петербургу в будущем, если прогноз социально-экономического развития не вселяет оптимизма?
— Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2014-2016 годы, размещенным на официальном сайте Минфина России в июле 2013 года, доходы бюджетной системы относительно их доли в ВВП сокращаются с 37% в 2013 году до 34,5% в 2016-м. Запланированы масштабные меры по оптимизации расходов, в числе которых не предусмотрено сокращение межбюджетных трансфертов на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ. И это объяснимо, поскольку эти трансферты преимущественно связаны с выполнением майских указов президента России. Но в целом представляется, что помощь регионам из федеральной казны действительно уменьшится за счет сокращения субсидий. Однако я полагаю, что Петербург от этого пострадает менее значительно, чем от других негативных моментов.
– Что вы имеете в виду?
– По утвержденному бюджету города доходы на 2013 году определены в 391,8 млрд рублей. При этом безвозмездные поступления из госказны составляют 36,4 млрд, то есть 9,3% к общей сумме доходов. Из этих средств основная сумма - 22,2 млрд рублей (5,7% к доходам) - это дотации на сбалансированность. Безусловно, эти суммы не покрывают всей потребности по повышению заработной платы бюджетников - врачей, учителей, работников культуры, поэтому городские власти вынуждены искать собственные средства. Но такое повышение – важное направление социальной политики, и оно должно быть выполнено. Сокращать расходы на соцсферу государство не собирается и дальше. Проектом федерального бюджета предусматривается, что на майские указы в 2014 и 2015 годах выделят по 100 млрд рублей, а в 2016 году – 150 млрд.
На мой взгляд, куда тревожнее сокращения федеральных вливаний выглядит состояние экономики самого Петербурга. Основную часть доходов бюджета — примерно 70% - составляют прямые налоги на прибыль организаций и доходы физлиц. Согласно опубликованному прогнозу социально-экономического развития города на 2014-2016 годы, прогнозируется лишь незначительный рост ВРП – 3-4% ежегодно. А по результатам этого года прогнозируется падение в обрабатывающем, текстильном, швейном и обувном производстве, обработке древесины и по некоторым другим направлениям. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне не многим более 100%. Велик риск сокращения налоговой базы. Поэтому без оптимизации расходов не обойтись.
- Но многие обращают внимание на то, что в Петербурге не умеют правильно построить бюджетный процесс - ведомства просто не осваивают заложенные в бюджете средства. Недавняя отставка председателя комитета по строительству связана, в том числе, и с этим. Получается, что у города есть резервы на случай сокращения федерального финансирования, но мы не можем ими распорядиться?
- По оценке Минфина, например, Петербург имеет надлежащее качество управления региональными финансами, но не высокое. Хоть в комитете финансов города и работают профессионалы, но не все зависит от одного комфина. В современных условиях основная нагрузка по финансированию городских учреждений и мероприятий, выполнению госзаказа ложится на отраслевые комитеты и районные администрации. Необходимо переходить к эффективному контракту в оплате труда чиновников, то есть такому контракту, который должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.
- Есть ли у Петербурга внутренние резервы, которые могут быть задействованы в условиях спада экономики?
- Еще несколько лет назад я бы сказала, что практически нет, что возможности по использованию налоговых льгот для стимулирования региональной экономики в условиях современного российского бюджетного федерализма крайне ограничены. Но опыт, например, Тверской области показывает, что регион может привлекать инвесторов и в таких условиях. Нашему городу необходима более активная инвестиционная политика. Полагаю, что при разработке Стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2030 года будут правильно выбраны «точки роста» городской экономики и созданы механизмы их стимулирования.
Беседовала Марина Елецкая