Posted 15 июля 2013, 17:27

Published 15 июля 2013, 17:27

Modified 31 марта, 18:13

Updated 31 марта, 18:13

Конец «джигит-такси»?

15 июля 2013, 17:27
Страшная авария с участием водителя-иностранца в Подмосковье буквально взорвала ситуацию на рынке автоуслуг. Власти лихорадочно пересматривают квоты на шоферов-мигрантов, а эксперты уверяют, что без них нам не справиться.

Страшная трагедия в Подмосковье с участием водителя из Армении, унесшая жизни 18 человек, стала той бомбой, которая взорвала и без того мутные потоки российской транспортной сферы.

Встрепенувшиеся депутаты Госдумы экстренно соорудили очередной законопроект, который предусматривает обязанность водителей-иностранцев получать российские права. По нему те, кто уже ездит по нашим дорогам по национальным водительским удостоверениям, должны будут в течение полугода пересдать экзамены, предусматривающие не только знание российских ПДД, но и русского языка, а затем получения удостоверения РФ. «К несчастью, в этом случае мы опоздали», - заявил сегодня, спустя двое суток после ДТП под Москвой, первый зампредседатель комитета по транспорту Михаил Брячак.

Законопроект о запрете работы иностранцев, не имеющих российских водительских прав, зрел в недрах Госдумы два года. В мае 2013 года он прошел первое и второе чтения, и уже с 5 ноября водитель с национальными правами не сможет сесть за руль профессионального транспорта (и в том числе, конечно, пассажирского).

Так случилось, что буквально за несколько дней до московской трагедии в правительстве Петербурга состоялось совещание, на котором было предложено сократить квоты на водителей-иностранцев для пассажирского транспорта города. Однако глава комитета по труду и занятости Смольного Дмитрий Чернейко в интервью «Росбалту» сообщил, что очень просит не связывать последние события с рынком труда конкретной транспортно-пассажирской направленности. «Наш комитет отвечает только за рынок труда в целом. И то, что мы планируем если не сокращать, то уже точно не увеличивать квоты для иностранных водителей, касается в первую очередь работодателей - тех, кто привлекает водителей-мигрантов, - рассказал Чернейко. - Сейчас они выбирают свои квоты в соответствии с законом, но в ноябре законодательство изменится. Лица с иностранными правами не смогут работать в сфере пассажирских перевозок. Это касается, заметим, не только граждан из Средней Азии или Кавказа, но Казахстана и Белоруссии также».

Чернейко подчеркивает, что главная цель законодательных изменений - повысить безопасность пассажирских перевозок. По словам главы комитета, заменить на местных необходимо 12 тыс. человек. Задача эта, как считает чиновник, вполне выполнимая: «Посмотрите, сколько наших водителей стоят там, где отправляются маршрутки в Финляндию, например. Водители у нас есть, их много, но работать они будут, конечно, на других условиях. Эта же проблема копилась долго, поэтому надо понять, сколько водителей надо и каких, на какие виды транспорта. А может, и вовсе нам столько не надо?!».

Он добавил, до ноября реально найти лишь 200-300 водителей с местными «корочками». О том, кто заменит еще 12 тыс. человек, правительство пока умалчивает.

«Петербург лидирует по количеству водителей-иностранцев среди всех российских городов, опережая даже Москву (12,5 тыс. водителей в Петербурге против 6,5 тыс. в Москве). Ситуация давно требовала разрешения, кризис нарастал, бывали очень острые ситуации, но кардинально политика в этом отношении не менялась. Сейчас ведется активная работа, решения будут найдены», - считает Чернейко.

Он отметил, до нынешних пор некоторые перевозчики пассажиров получали сверхприбыли, нанимая на работу мигрантов. «Этот бизнес складывался много лет, более десяти. И его надо переформатировать, - считает глава комитета по труду и занятости. - В «Пассажиравтотрансе», например, всего 10% водителей-мигрантов. А вот у других перевозчиков - 80%. Но я прошу не делать акцента на национальном вопросе. Проблема не в нем, а в менеджменте транспортных предприятий. Если они заключают договоры с незнающими российских прав и даже языка нелегалами, то и результат ожидается вполне закономерный».

Однако профессионалы этого рынка убеждены, что подобные идеи депутатов и чиновников окончательно убьют легальный рынок, и в ответ винят власти в том, что те вообще забыли и фактически плюнули на автотранспортную отрасль.

«Это все полный бред. Подобными мерами можно полностью уничтожить легальный бизнес. А они, вместо того, чтобы работать, болтают всякую чушь», - прокомментировал ситуацию «Росбалту» президент «Ассоциации перевозчиков пассажиров» Василий Киселев.

Он заявляет, что в Петербурге пассажирский автотранспорт исчерпал свою квоту не более чем на половину. А остальные квоты, по словам Киселева, у них… украли. «Да, именно украли. Куда ушли наши квоты на водителей-иностранцев? Нам никто не дает ответа на этот вопрос. Мы еще в 2012 году заявили квоту на водителей-мигрантов — 12,5 тыс. человек. Но мы столько не получили, от силы - половину. Они за ними числятся, но их нет! Кто тогда ездит? Да кто может — тот и ездит. А осенью и они уйдут, на смену им никого не найти. Мы квотируем только мигрантов и только на пассажирские перевозки. Каждая квота стоит нам от 20 до 40 тыс. рублей. Но реальных, живых людей нет! Они пропадают в «черную дыру», - возмущается Василий Киселев.

Руководитель ассоциации уверен: все разговоры о том, что местные водители только и ждут, чтобы прийти на места иностранцев, - чистой воды популизм: «В регионы они поедут за шоферами, в Псков? И что Петербург им предложит? Зарплату в 20 тыс.? Они столько и дома получают. И на Северо-Западе такая же ситуация. А здесь их надо где-то размещать, кормить. Мы все это уже проходили. А теперь они хотят профессионалов, отработавших по 5 лет, уже привыкших к нашим реалиям, поменять на непрофессионалов? Они-то хотят, но отвечать за все будем мы!».

По мнению членов ассоциации, в Москве ситуация иная - водителей-мигрантов (официальных, по крайней мере) там меньше, потому что там частники не занимаются социальными перевозками, а только коммерческими, причем тарифы устанавливают сами. А в Петербурге - занимаются. К тому же в столице рынок автоперевозок в принципе намного активнее и шире, причем раза в два.

«Москва стала привлекать водителей из регионов. Мы тоже попробовали - пригнали компанию из Ярославля. И они за несколько месяцев разорились. Невыгодно в Петербурге так работать! Надо менять ситуацию в корне, заниматься этой сферой надо. А у нас губернатор за два года ни разу не был ни в одном автотранспортном предприятии, не спросил, что надо, чем помочь! - говорит Василий Киселев. - У нас нет ни базы, ни обучающих центров. ГИБДД тоже вообще не готово выдавать эти российские права и проводить переэкзаменовку. Так что красивых фраз о безопасности может быть сколько угодно, но в реальности - полный вакуум. Отрасль ниже всякого предела».

В ассоциации уверяют, что есть действенный алгоритм решения ситуации: надо выдавать водителям-мигрантам российские права после соответствующего экзамена - экзамен, кстати, уже сейчас обязателен у легальных перевозчиков. «Они все сдают - билеты, ПДД, русский язык, выезжают с инструктором на линию. Если водитель садится в автобус и ищет зеркало заднего вида - все, до свидания! Очевидно, что он никогда автобус не водил, - говорит Киселев. - Почти 90% наших водителей ездят не первый год, потом уезжают на один-два месяца и снова садятся за свою «баранку». Все у нас есть, только помочь надо, а не убивать окончательно то, что еще теплится».

В комитете по транспорту Петербурга тоже несколько изумлены радикальными мерами: взять и убрать всех иностранцев. «Мы предлагаем не ликвидировать иностранных водителей как класс, а предлагать им экзамен на российские права, - сообщили в пресс-службе ведомства. - Сдача экзамена обязательна, потом иностранец работает свои 11 месяцев в году (сколько действует разрешение) и через месяц возращается, его права «лежат» на полке, и он снова садится за руль уже без переэкзаменовки».

Источники в комитете по транспорту также сообщили, что у них в кулуарах искренне недоумевают, каким образом город сможет «нарожать новых», местных. Однако вздыхают: «Все решается на уровне Москвы, федеральной власти. Мы ждем изменений в законодательстве. Надеемся, что в самое ближайшее время».

Между тем, по статистике, большинство аварий происходит именно с водителями-нелегалами. И вот этот вопрос тоже не решается. Впрочем, осень покажет, какие автобусы и где встанут.

Марина Бойцова

Подпишитесь