Posted 3 июля 2013, 14:28

Published 3 июля 2013, 14:28

Modified 31 марта, 18:23

Updated 31 марта, 18:23

Не наш фрукт

3 июля 2013, 14:28
В городских магазинах и с прилавков нелегальных уличных точек вовсю торгуют фруктами. Покупатели сметают сезонный товар сплошь импортного происхождения и сомнительного качества. А ведь когда-то в Ленобласти выращивали яблоки и клубнику.

В городских магазинах и с прилавков нелегальных уличных точек вовсю торгуют фруктами. Покупатели сметают сезонный товар сплошь импортного происхождения. А ведь когда-то в Ленобласти выращивали не только яблоки, которых сейчас днем с огнем в петербургских магазинах не сыщешь, но и клубнику. Областные агрохозяйства влачат жалкое существование или вовсе прекратили работу. Между тем в Финляндии, где климатические условия такие же, с успехом выращивают ягоды в промышленных масштабах.

Сезонными фруктами сейчас в Петербурге торгуют на каждом углу. Продавец - часто по внешнему виду явно приезжий - берет и раскладывает товар голыми руками. Есть ли у него разрешение на работу, санкнижка, законно ли он торгует или занимается нелегальным предпринимательством? Для многих горожан эти вопросы отходят на второй план. Дешево же - 100-120 рублей за килограмм клубники, черешни или абрикосов. Надо брать, пока не прошел сезон, и фрукты не подорожали. Поэтому около импровизированных лотков практически всегда наблюдаются очереди.

Специалисты появление импортных фруктов в руках у уличных торговцев объясняют просто - скоропортящийся товар надо быстро распродать, вот он и расходится микропартиями с оптовых баз. «Клубника - очень капризный товар. Достаточно открыть фуру, запустить кислород, и ягода может обветриться за два часа. После этого ее только выбросить. Но компаний, которые рискуют этим заниматься, достаточно много, - объясняет директор по закупкам компании-импортера фруктов Геннадий Френкель. - Клубника больше суток не продержится, в отличие от черешни, которую в нормальных условиях - в холоде - можно хранить до недели».

Черешню сейчас в Россию везут из Турции, Италии, Испании, Польши, Сербии, Греции. Ее сезон продлится до середины, а то и до конца августа. Клубника в Петербурге в основном польская, греческая почти отошла. Кому не по нраву импорт, продавцы предложат «наше, отечественное». «Но если говорят, что клубника краснодарская, не верьте. Оттуда идут только овощи», - поясняет Френкель.

А что же более близкое - товар из Ленобласти? «В советский период на территории Ленобласти действовали девять так называемых плодопитомнических хозяйств. Например, во Всеволожском районе - в Щеглово», - вспоминает член Общественной палаты Ленобласти Юрий Трусов. Промышленные плантации клубники имелись в нескольких хозяйствах - ягоду выращивали, кроме Всеволожского, в Гатчинском и Ломоносовском районах. До последнего держалось клубничное производство в Тайцах. Там когда-то выращивали 20 разных сортов. Но его подкосило то, что прежде было подспорьем для снабжения большого города, - близость к нему.

«В совхозе еще в прошлом году убирали клубнику с полей, в этом году их уже забросили. В Щеглово все заглохло еще раньше. Так что теперь никто в промышленных объемах клубнику в Ленобласти не выращивает», - пояснили сотрудники плодово-декоративного питомника «Тайцы», который арендует несколько гектаров совхозных полей, в том числе для выращивания усов клубники. Но это не основное направление работы питомника. Хотя «побочный продукт» – сами ягоды – там все же продают: раз в два-три дня тем, кто доберется на место своим ходом. «Вы же понимаете, почему все так сложилось? Совхоз банкротили не для того, чтобы ягоды тут выращивать, - земля близко от города», - вздыхают те, кто когда-то работал в совхозе.

В общем, получается, что на земле Ленобласти хорошо приживаются и растут коттеджи, а вовсе не фрукты-ягоды, как в Финляндии. Там, судя по всему, климат все же лучше, чем в России - с точки зрения поддержки своего плодоводства.

Причем печальная ситуация складывается не только с летними фруктами. Не лучше обстоят дела и с привычными яблоками. Еще первопроходец отечественной селекции Мичурин доказал, что фрукты, выращенные на Северо-Западе и в средней полосе России, содержат больше того же витамина С, чем собранные на юге России.

Однако сады, которые когда-то цвели в Ленобласти во славу отечественной аграрной мысли и на благо покупателей, постепенно дичают и зарастают сорняками. Сортоиспытательные участки Ленобласти, в советский период выдававшие новые, а главное, подходящие именно для северных климатических условий сорта, влачат жалкое существование.

Жизнь теплится благодаря энтузиазму оставшихся и уже немолодых сотрудников. Например, под Лугой в бывшем совхозе «Скреблово» тоже во времена СССР выращивали клубнику. Но в бурные годы экономических перемен стало «не до изысков». В последние годы заботой начальника испытательного участка Галины Галиевой были плодовые деревья и кустарники. Покупатели на урожай находились, но чаще это перекупщики, которые забирали товар за бесценок, или окрестные жители, которые приезжали из-за низкой цены яблок прямо с веток.

Сотрудники с ностальгией вспоминают былые времена, когда яблоки вагонами отправляли Мурманск и в города так называемого северного завоза. Но с нынешним положением приходится мириться: построенные более полувека назад хранилища пришли в негодность, а за зарплату в 14 тыс. рублей молодые кадры вовсе не стремятся поднимать сельское хозяйство района. К счастью или нет, но совхоз находится в отдалении от Петербурга, иначе земле давно бы уже нашлось применение - под застройку.

Пока в соцсетях распространяются сообщения о том, что в Ленобласти можно бесплатно собирать клубнику на заброшенных полях. Но это ненадолго - без ухода поля вмиг зарастут сорняками. И клубника, которая в больших количествах росла в регионе, перейдет в разряд мифов. Можно, конечно, покупать фермерскую продукцию напрямую или через интернет-магазины, коих в Петербурге достаточно. Но в сезон - это 300 рублей за килограмм. Такая цена явно проигрывает ценам на уличных развалах.

Получается, что «родной и экологически чистый продукт» - удел обеспеченных людей. И пока власти на всех уровнях нет дела до сельского хозяйства, приходится либо соглашаться на импорт с непредсказуемым качеством, либо брать продовольственную безопасность в свои руки - снова возделывать свои шесть соток. Когда в страну хлынуло товарное изобилие, в том числе продуктовое, многие стали радостно засеивать грядки травой - вместо того, чтобы сажать картошку и полоть клубнику. Похоже, что зря.

Марина Елецкая

Подпишитесь