Posted 29 июня 2013, 20:47
Published 29 июня 2013, 20:47
Modified 31 марта 2024, 18:27
Updated 31 марта 2024, 18:27
Каждые выходные тысячи петербуржцев осаждают железнодорожные вокзалы, чтобы добраться до своих дач и огородов. Но не для всех попытка покинуть город оборачивается приятным опытом. После жалоб читателей «Росбалт» решил проверить, легко ли купить билет на электричку в разгар дачного сезона.
«Полный бардак» - так охарактеризовала одна из читательниц ситуацию на Балтийском вокзале в одну из летних пятниц. «Тут толпы людей - дачники, отправляющиеся в лагеря дети, туристы с рюкзаками, все пытаются купить билеты в автоматах - к ним выстроены огромные очереди", - рассказала очевидец «Росбалту». Ранее о неполадках на Балтийском жаловались и другие петербуржцы. Одна женщина, например, не могла купить билет на вокзале в течение полутора часов. «В терминалах заканчивалась то сдача, то печатающая лента, то аппарат ломался, так как выдавал сдачу 40 рублей 50-копеечными монетами. Людей становилось больше, а работающих терминалов все меньше и меньше! И никого из персонала не было рядом, к кому можно обратиться за помощью», - в Интернете описала петербурженка возникшую проблему.
С Финляндским вокзалом, по словам очевидцев, дело обстояло не лучше. «Я отстояла длинную очередь к терминалу в прошлые выходные, к счастью, приехала с запасом времени. Людей было много, терминалы периодически «зависали», а на всех пассажиров была только одна сотрудница вокзала, которая буквально металась от автомата к автомату – ее на всех не хватало», - рассказала жительница Петербурга Анита. По словам девушки, кассиры отказывались продавать билеты, отправляя всех к терминалам. «Хотя никакого объявления о том, что нельзя купить билет в кассе, не было», - говорит она.
Однако в минувшую пятницу на трех вокзалах – Московском, Балтийском и Финляндском – в кассах спокойно продавали билеты всем категориям граждан. Впрочем, объявления гласили, что льготные билеты приобретаются вне очереди. Проблема в том, что значительную часть тех, кто устремляется за город, составляют те, кому никак нельзя купить билеты через автомат – пенсионеры и студенты. В результате очереди к кассам все равно скапливаются, несмотря на наличие дюжин автоматов с билетами на каждом вокзале.
Например, на Московском около 18:00 в каждой очереди к пригородной кассе стояло по 10-15 человек. Все автоматы с билетами на электрички теперь помещены в комнату в торце здания, у самых турникетов. Несмотря на толпу на улице, 12 терминалов стояли без дела. Никто из очередей даже не пытался перейти к автоматам, а может, просто не знал об их существовании. Никаких специальных сотрудников, помогающих в покупке билетов, также замечено не было.
В то же время на Финляндском вокзале работали как минимум четыре консультанта, которые активно помогали пассажирам. «Пройдите, пожалуйста, к терминалам!» - обращалась женщина к людям, которые уже пристроились в длинную очередь к кассе. В руках у нее была пачка денег, чтобы разменивать крупные купюры. Дело в том, что терминал принимает банкноты номиналом не выше 100 рублей. Для покупки билета в нем лучше иметь максимально точную сумму, так как сдача выдается только монетами. И есть риск, что эти монеты эти будут довольно мелкими. Конструктивная особенность аппарата состоит в том, что лоток сдачи расположен в самом низу, так что можно было наблюдать, как некоторые люди с трудом нагибались, чтобы забрать из него деньги.
Несмотря на то, что покупка билета на электричку – дело всего пары «кликов» по экрану, консультанты на Финляндском вокзале фактически сами делали все действия за пассажиров. «Какая у вас станция?» - вот и все, что нужно знать для приобретения. Но даже такой простой процесс пока не у всех вызывает доверие. Было видно, что некоторые пассажиры сначала хотят посмотреть на покупку билета со стороны, чтобы потом повторить эти действия самостоятельно. При этом терминалы есть с двух сторон кассового зала, но, видимо, не зная об этом, пассажиры выстраивались в очередь, когда в нескольких шагах от них автоматы могли пустовать.
Как оказалось, поломка для терминала – дело тоже привычное. В ряду автоматов всегда оказывался один, отказывающийся работать. Так, например, один из пассажиров нажал на кнопку «купить билет» и несколько секунд смотрел на зависший экран, после чего там появилось сообщение о неполадке принтера.
Самая плачевная ситуация с поломанными автоматами – на Балтийском вокзале. Терминалов в зале много, они буквально загораживают некоторые кассы. Но пять в ряд могут не работать, у некоторых заклеены монетоприемники. Хотя консультанты по продаже имеются и на Балтийской, правда, они склонны толпиться у очередной сломавшейся машины.
Есть и еще одна проблема – те, кто не успевает купить билеты на вокзале, никак не могут попасть на электричку. Через турникет без билета не пройти, хотя контролеры уже в вагоне вполне могут их продать. «В таком случае должна быть предусмотрена наценка на покупку в электричке», - отмечает сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Владимир Валдин. По мнению эксперта, чтобы избежать давки на вокзалах, можно устанавливать автоматы для продажи билетов в других местах, например, на автобусных остановках.
Однако заместитель генерального директора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова возражает – терминалы на остановках будут быстро выходить из строя. «Сервис на наших вокзалах пока, конечно, не дотягивает до европейского. В идеале вокзал должен быть местом, где можно провести время приятно и с пользой – что-то вроде торгового центра с двумя десятками кафе», - отмечает эксперт. Однако у нас на вокзалах даже присесть бывает особо негде. «Известно, что дирекция ОАО «РЖД» планирует реконструкцию железнодорожных вокзалов в Петербурге. На Финляндском, например, собираются построить сервисные объекты прямо над путями», - говорит Ногова.
Предполагается, что реконструкция коснется в первую очередь внутренней обстановки вокзалов – будут расширены зоны отдыха, построены новые помещения для магазинов, гостиничные номера. Однако пока пассажирам приходится мириться с неудобной логистикой на вокзалах, потому что все изменения существуют только на бумаге. Можно только посоветовать приезжать на железнодорожную станцию пораньше и не вставать в первую попавшуюся очередь.
Софья Мохова