Posted 29 июня 2013, 20:47

Published 29 июня 2013, 20:47

Modified 31 марта 2024, 18:27

Updated 31 марта 2024, 18:27

Повокзалим? (фото)

29 июня 2013, 20:47
Каждые выходные тысячи петербуржцев осаждают вокзалы, чтобы добраться до своих дач. Но не для всех попытка покинуть город оборачивается приятным опытом. «Росбалт» решил проверить, легко ли летом купить билет на электричку.

Каждые выходные тысячи петербуржцев осаждают железнодорожные вокзалы, чтобы добраться до своих дач и огородов. Но не для всех попытка покинуть город оборачивается приятным опытом. После жалоб читателей «Росбалт» решил проверить, легко ли купить билет на электричку в разгар дачного сезона.

«Полный бардак» - так охарактеризовала одна из читательниц ситуацию на Балтийском вокзале в одну из летних пятниц. «Тут толпы людей - дачники, отправляющиеся в лагеря дети, туристы с рюкзаками, все пытаются купить билеты в автоматах - к ним выстроены огромные очереди", - рассказала очевидец «Росбалту». Ранее о неполадках на Балтийском жаловались и другие петербуржцы. Одна женщина, например, не могла купить билет на вокзале в течение полутора часов. «В терминалах заканчивалась то сдача, то печатающая лента, то аппарат ломался, так как выдавал сдачу 40 рублей 50-копеечными монетами. Людей становилось больше, а работающих терминалов все меньше и меньше! И никого из персонала не было рядом, к кому можно обратиться за помощью», - в Интернете описала петербурженка возникшую проблему.

С Финляндским вокзалом, по словам очевидцев, дело обстояло не лучше. «Я отстояла длинную очередь к терминалу в прошлые выходные, к счастью, приехала с запасом времени. Людей было много, терминалы периодически «зависали», а на всех пассажиров была только одна сотрудница вокзала, которая буквально металась от автомата к автомату – ее на всех не хватало», - рассказала жительница Петербурга Анита. По словам девушки, кассиры отказывались продавать билеты, отправляя всех к терминалам. «Хотя никакого объявления о том, что нельзя купить билет в кассе, не было», - говорит она.

Однако в минувшую пятницу на трех вокзалах – Московском, Балтийском и Финляндском – в кассах спокойно продавали билеты всем категориям граждан. Впрочем, объявления гласили, что льготные билеты приобретаются вне очереди. Проблема в том, что значительную часть тех, кто устремляется за город, составляют те, кому никак нельзя купить билеты через автомат – пенсионеры и студенты. В результате очереди к кассам все равно скапливаются, несмотря на наличие дюжин автоматов с билетами на каждом вокзале.

Например, на Московском около 18:00 в каждой очереди к пригородной кассе стояло по 10-15 человек. Все автоматы с билетами на электрички теперь помещены в комнату в торце здания, у самых турникетов. Несмотря на толпу на улице, 12 терминалов стояли без дела. Никто из очередей даже не пытался перейти к автоматам, а может, просто не знал об их существовании. Никаких специальных сотрудников, помогающих в покупке билетов, также замечено не было.

В то же время на Финляндском вокзале работали как минимум четыре консультанта, которые активно помогали пассажирам. «Пройдите, пожалуйста, к терминалам!» - обращалась женщина к людям, которые уже пристроились в длинную очередь к кассе. В руках у нее была пачка денег, чтобы разменивать крупные купюры. Дело в том, что терминал принимает банкноты номиналом не выше 100 рублей. Для покупки билета в нем лучше иметь максимально точную сумму, так как сдача выдается только монетами. И есть риск, что эти монеты эти будут довольно мелкими. Конструктивная особенность аппарата состоит в том, что лоток сдачи расположен в самом низу, так что можно было наблюдать, как некоторые люди с трудом нагибались, чтобы забрать из него деньги.

Несмотря на то, что покупка билета на электричку – дело всего пары «кликов» по экрану, консультанты на Финляндском вокзале фактически сами делали все действия за пассажиров. «Какая у вас станция?» - вот и все, что нужно знать для приобретения. Но даже такой простой процесс пока не у всех вызывает доверие. Было видно, что некоторые пассажиры сначала хотят посмотреть на покупку билета со стороны, чтобы потом повторить эти действия самостоятельно. При этом терминалы есть с двух сторон кассового зала, но, видимо, не зная об этом, пассажиры выстраивались в очередь, когда в нескольких шагах от них автоматы могли пустовать.

Как оказалось, поломка для терминала – дело тоже привычное. В ряду автоматов всегда оказывался один, отказывающийся работать. Так, например, один из пассажиров нажал на кнопку «купить билет» и несколько секунд смотрел на зависший экран, после чего там появилось сообщение о неполадке принтера.

Самая плачевная ситуация с поломанными автоматами – на Балтийском вокзале. Терминалов в зале много, они буквально загораживают некоторые кассы. Но пять в ряд могут не работать, у некоторых заклеены монетоприемники. Хотя консультанты по продаже имеются и на Балтийской, правда, они склонны толпиться у очередной сломавшейся машины.

Есть и еще одна проблема – те, кто не успевает купить билеты на вокзале, никак не могут попасть на электричку. Через турникет без билета не пройти, хотя контролеры уже в вагоне вполне могут их продать. «В таком случае должна быть предусмотрена наценка на покупку в электричке», - отмечает сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Владимир Валдин. По мнению эксперта, чтобы избежать давки на вокзалах, можно устанавливать автоматы для продажи билетов в других местах, например, на автобусных остановках.

Однако заместитель генерального директора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова возражает – терминалы на остановках будут быстро выходить из строя. «Сервис на наших вокзалах пока, конечно, не дотягивает до европейского. В идеале вокзал должен быть местом, где можно провести время приятно и с пользой – что-то вроде торгового центра с двумя десятками кафе», - отмечает эксперт. Однако у нас на вокзалах даже присесть бывает особо негде. «Известно, что дирекция ОАО «РЖД» планирует реконструкцию железнодорожных вокзалов в Петербурге. На Финляндском, например, собираются построить сервисные объекты прямо над путями», - говорит Ногова.

Предполагается, что реконструкция коснется в первую очередь внутренней обстановки вокзалов – будут расширены зоны отдыха, построены новые помещения для магазинов, гостиничные номера. Однако пока пассажирам приходится мириться с неудобной логистикой на вокзалах, потому что все изменения существуют только на бумаге. Можно только посоветовать приезжать на железнодорожную станцию пораньше и не вставать в первую попавшуюся очередь.

Софья Мохова

Подпишитесь