Posted 21 июня 2012, 20:57
Published 21 июня 2012, 20:57
Modified 1 апреля, 00:45
Updated 1 апреля, 00:45
С введением системы стационарных валидаторов салоны городского наземного пассажирского транспорта покинет армия кондукторов. Повышать уровень сознательности пассажиров, которые могут распоясаться без всевидящих очей человека в оранжевой спецовке, будут увеличением штрафов. «Заяц», выслеженный бригадой контролеров, будет обязан заплатить не «символические» 100 рублей, а целую тысячу.
"Кондукторам езда везде. С большою сумкой кожаной ему всегда, ему весь день в трамваях ездить можно", - рассуждал о плюсах профессии молодой герой стихотворения Маяковского. В скором времени все эти положительные моменты работы на общественном транспорте будут сведены на нет. Людям в оранжевых спецовках с билетными катушками на груди в Петербурге не быть ни в трамваях, ни в троллейбусах, ни в автобусах. Город взял курс на расставание с кондукторами. Через два года проверка проездных документов будет осуществляться исключительно с помощью валидаторов, которые должны свести к минимуму человеческий фактор.
Стационарные валидаторы в петербургских автобусах появились еще в прошлом году. При этом кондукторы из салонов никуда не исчезли. Более того, теперь они не только обилечивают тех пассажиров, которые не являются обладателями электронных проездных документов, но и производят проверку факта оплаты и у владельцев «Подорожника». Подобное «расширение полномочий» нередко приводит к скандалам и эскалации «трамвайного хамства». Поездка в автобусе, оборудованном валидаторами, может закончиться и валидолом. На непродуманность системы, подразумевающей двойную проверку, смольнинским транспортникам начали пинять сразу же, как на автобусных поручнях появились электронные устройства. При этом овалидаторить транспортные средства стоит не малых денег. Установка пяти стационарных блоков в одном автобусе обходится в сумму порядка 90 тыс. рублей. До конца 2012 года стационарными валидаторами должен быть оборудован и электрический транспорт — трамваи и троллейбусы. Хотя проблем тут больше — подвижной состав старый, разнообразной модификации, плюс скачки напряжения, иные схемы разводки проводов и прочее.
Председатель комитета по транспорту Станислав Попов объясняет, что одномоментно убрать всех кондукторов с линий просто не возможно. Требуется переходный период. Чиновник отмечает, что многие пассажиры рассуждают следующим образом: если кондуктор не подошел, то и платить за проезд не надо, при том что оплата проезда является его прямой обязанностью.
«Мы отдаем себе отчет в том, что если бы мы сегодня взяли и убрали всех кондукторов, то сознательность наших граждан не позволяла бы нам собирать те доходы, которые требуется. Мы были бы вынуждены большее количество средств из бюджета», - отметил Попов.
В комитете поясняют, что сегодня 60% от общей стоимости перевозки приходится именно на заработную плату обслуживающего персонала — связку «контроль + водитель». Следовательно, если ликвидировать одну из ее частей, то можно будет уменьшить издержки.
Вместе с тем возникает вопрос, что делать тем гражданам, которые не имеют «электронного кошелька», но при этом готовы приобрести билет за наличные средства. Если в салоне не будет кондуктора, то данную функцию должен будет взять на себя водитель. Планируется, что вход в салон транспортного средства для людей, не познавших прелестей высоких технологий, будет осуществляться исключительно через переднюю дверь. Продавать им заветные квиточки, которые обезопасят их от притязаний контролеров, будет шофер. Одноразовые проездные электронные билеты можно будет приобрести и в розничной сети, но никак не в «табачных ларьках». При этом транспорт, работающий без кондуктора, должен будет иметь собственную аббревиатуру, чтобы пассажир уже на остановке мог понимать, каким именно образом в нем осуществляется оплата.
Впрочем обязательный проход для не имеющих электронного проездного через переднюю дверь бескондукторного автобуса не исключает того варианта, что они смогут прошмыгнуть в салон через соседние ворота, вместе с обладателями «подорожника». Воспитывать сознательность граждан будут рублем. Штраф за безбилетный проезд в наземном транспорте должен увеличиться с нынешних 100 рублей до 1 тысячи. С соответствующей инициативой комитет планируется выйти уже в самое ближайшее время к депутатам Законодательного Собрания.
Встретить маршруты, на которых работает водитель - он же контролер, впускающий пассажиров исключительно через переднюю дверь, в Петербурге можно и сегодня. Как признается заместитель генерального директора по перевозкам ГУП «Пассажиравтотранс», эта мера вынужденная, и что самое интересное, одной из ее причин является именно дефицит кондукторов. В штате предприятия работает порядка 1800 кондукторов, а не хватает еще 800 человек. Держать или не держать кондуктора на маршруте зависит от разных факторов. Если маршрут имеет низкий пассажиропоток, то держать специального человека, продающего билеты, не имеет смысла. Существует и временная зависимость - на ряде маршрутов, например, пассажиропоток падает после восьми часов вечера, что опять же позволяет с этого времени кондуктора отпустить.