Posted 2 мая 2012, 20:40

Published 2 мая 2012, 20:40

Modified 1 апреля 2024, 01:31

Updated 1 апреля 2024, 01:31

Флот "поднимут" молодые инженеры?

2 мая 2012, 20:40
Одна из наболевших проблем российского судостроения - кадровый голод. Невостребованность и низкая заработная плата привели к утрате кадрового потенциала. Не идет в профессию и молодежь, у которой создалось негативное представление о перспективах отрасли.

Трудно представить себе современный мир без морского флота, без кораблей. Днем и ночью, в любую погоду во всех направлениях тысячи судов бороздят моря и океаны, выполняя важную роль в экономической жизни государства. Россия должна иметь и транспортный флот, и рыбопромысловый, и ледокольный, и научный, и военно-морской. Решением задач по пополнению флота занимается судостроительная отрасль, которая на сегодняшний день находится не в самом лучшем состоянии. И одна из главных проблем — кадры.

Со времен Петра I морской флот является одной из важнейших основ экономической, политической и военной мощи страны. Спад российской экономики в 1990-х привел к серьезному отставанию судостроительной отрасли и старению флота. Теперь же, когда власти пришли выводу о необходимости модернизации экономики, судостроение сможет выполнять объединяющую функцию, которая задействует и оживит смежные отрасли: металлургию, химические материалы, радиоэлектронику, кабельное и трубное производство… Ведь одно рабочее место на судостроительном предприятии обеспечивает семь рабочих мест в других отраслях.

На территории Петербурга и Ленинградской области располагается большое количество предприятий судостроения, работающих в промышленной и научной сферах. Высокий уровень локализации производственного и научного секторов создает возможности для формирования новых эффективных форм кооперации. Петербург отличается не только богатой историей судостроения, но также наличием всех звеньев цепи создания кораблей и судов: высшая кораблестроительная школа, НИИ и КБ, верфи и заводы-смежники.

Однако приватизация промышленного производства не дала желаемых результатов, так как «эффективные собственники» интересуются лишь тем, чтобы извлечь максимальную прибыль. Менять устаревшее оборудование никто из них особо не спешит. Это относится, в том числе, и к судостроительной отрасли. Похоже, на данный момент в России не стоит вопрос кого-то догнать, а тем более перегнать. Нужны принципиально новые подходы к судостроению, чтобы Россия смогла вырваться из списка стран, которые все вместе обеспечивают лишь 4% объема строительства судов мира.

В конце 2011 года на Севмашпредприятии был подписан пакет контрактов на строительство и комплексное переоснащение ВМФ на 2011-2020 годы на сумму 4,7 трлн руб. Таким образом, перед судостроителями была поставлена задача обеспечения обороноспособности страны и динамичного развития оборонно-промышленного комплекса. В гражданском судостроении приняты программы строительства флота, ориентированные на освоение Арктического шельфа, обновление состава рыбопромысловых и ледокольных судов.

Решать эту амбициозную задачу в первую очередь предстоит нынешним молодым морским инженерам, которых готовит в том числе Корабелка (Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет).

Между тем, не секрет, что одна из наболевших проблем – кадровый голод в судостроении. О дефиците рабочих говорится много и на разных уровнях, но не менее остро стоит вопрос наличия специалистов технического профиля, в частности инженеров и техников. Невостребованность и низкая заработная плата привели к невосполнимой утрате кадрового потенциала. При этом сокращение численности происходило в основном за счет ухода молодых и перспективных работников в возрасте до 30-40 лет.

Производство стало малоэффективно, а значит, и работа на нем — мало оплачиваемой. Отсутствие молодых кадров нарушает преемственность поколений – эта цепочка на подавляющем числе предприятий уже разорвана. За 20 лет мы потеряли очень много специалистов на верфях, в КБ и Корабелке, которым некому было передать свой опыт и знания. Кто-то из них не дожил до наших дней, иные уже на пенсии…

После того, как ввели ЕГЭ и появилась возможность подать заявления сразу в несколько вузов, абитуриенты стали выбирать Корабелку «по остаточному принципу», то есть появляются студенты, не имеющие никакой мотивации к специальности. При этом СПбГМТУ единственный в России готовит морских инженеров – специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне.

В июне 2010 года на заседании Совета безопасности по судостроению было принято два решения. Во-первых, Корабелку наделили особыми правами в области кораблестроительного образования. Теперь вуз сам определяет (24 января 2011 года это право подтвердил указ президента) стандарты подготовки, учебные программы, не ориентируясь на федеральные нормативы. Во-вторых, Министерству образования было предписано подготовить дополнительный список специальностей с пятилетним обучением для одобрения правительством - теперь вуз имеет возможность выстроить подготовку специалистов так, как того потребуют интересы и нужды судостроительных предприятий.

Известно, что студенты, проходившие практику на заводах, быстрее адаптируются к производственному процессу. Однако сейчас дело ограничивается экскурсиями. А о плавательной практике и говорить не стоит. Подавляющее большинство советских студентов-юношей проходили обучение на военно-морской кафедре, в рамках которого предусматривалась плавательная практика на кораблях ВМФ. Сейчас же состав действующих кораблей настолько мал, что не всегда место найдется даже для курсантов военно-морских училищ.

Попробовать себя в море студенты Корабелки могут лишь на университетской яхте «Хортица», спроектированной и построенной много лет назад выпускниками вуза. С 1949 года на о. Бычий у Корабелки был свой яхт-клуб, где молодежь занималась парусным спортом. В 2010 году градостроительный совет Петербурга одобрил план застройки острова, согласно которому здесь появятся гостиница, ресторан, коттеджи и спортклубы. Также предусмотрена марина для нескольких десятков яхт. Но для яхт-клуба Корабелки места не нашлось.

Лабораторно-исследовательская база вуза также давно устарела – и морально, и физически. Опытовый бассейн 40-го года постройки, кавитационной трубе более 50 лет. Впрочем, в конце 2011 года по результатам конкурса стратегий развития Корабелка объявлена в числе победителей с обеспечением финансирования в течение трех лет в размере до 100 млн рублей в год в форме субсидии.

Кроме того, подписаны договоры о научно-техническом сотрудничестве в области инновационных проектов и об обмене специалистами с рядом известных зарубежных компаний. В рамках этих соглашений студенты и аспиранты участвуют в исследовательских проектах, получают гранты и в перспективе могут стать их сотрудниками. На фоне неполной загрузки заводов и КБ, применения не всегда самых последних технологий в отрасли, а следовательно, низкой производительности труда и невысоких заработных плат, хорошие специалисты, не нашедшие себя «здесь», рано или поздно находят и будут находить себя «там».

Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies