Posted 19 марта 2012, 05:30
Published 19 марта 2012, 05:30
Modified 1 апреля, 02:13
Updated 1 апреля, 02:13
Российское правительство признало, что мегапроект нефтяного терминала Геннадия Тимченко в порту Усть-Луга находится на грани провала, и что без ежедневного контроля руководителей государства Балтике грозит масштабная экологическая катастрофа.
Как пишет 16 марта газета «Ведомости», правительство и контролирующие органы крайне обеспокоены ходом строительства нефтяного терминала в порту Усть Луга. Оказывается, куратор стройки века вице-премьер Игорь Сечин распорядился установить в строящемся порту, где уже не раз обваливались причалы, веб-камеры, чтобы следить за ходом строительства. А глава Ростехнадзора Николай Кутьин вообще полагает, что введение в эксплуатацию нефтяного терминала является рискованным. Многие российские СМИ уже пишут о опасности, угрожающей Балтике.
Как известно на такие меры правительство идет, когда у него есть серьезные опасения по поводу проекта и есть риск получить огромный негативный общественный резонанс. Так, по распоряжению премьера Путина были установлены веб-камеры там, где должны были строиться и восстанавливаться сгоревшие дома после пожаров 2010 года. Премьер понимал, что если не контролировать ход работ, то люди останутся без крыши над головой и это повлияет на его рейтинг. С такой же целью на президентских выборах этого года были установлены веб-камеры на всех избирательных участков: репутационные риски слишком велики, чтобы допускать возможность откровенных фальсификаций.
То есть, установка веб-камер уже стала четким сигналом от руководства страны: вы плохо работаете - мы за вами следим - мы вас накажем, если вы нас подведете.
Строительство нефтяного терминала в Усть-Луге на Балтике, безусловно, не имеет большого значения для широкой общественности, это не пожары и не выборы. Но оно имеет огромное значение для экономики страны. Терминал в Усть-Луге является конечной точкой БТС-2, масштабного проекта по диверсификации российского нефтяного экспорта и снижения зависимости от ненадежных партнеров. Но, несмотря на всю ответственность проекта, он сопровождается регулярными скандалами и становится не только рискованным экономическим, но и экологически опасным проектом.
Как пишет издание «Коммерсант-Деньги», в прошлом году запуск был отложен из-за образовавшихся провалов на причалах, когда в зоне терминала начались плановые работы по дноуглублению акватории. К тому времени владельцы причалов ОАО "Роснефтьбункер" и ООО "Невская трубопроводная компания", принадлежащие структурам нефтетрейдера Геннадия Тимченко, отчитались о почти полном завершении строительных работ, на причалах уже было смонтировано все необходимое оборудование для перевалки нефти из трубопроводной системы в танкеры. Внезапно появившиеся провалы угрожали обрушением построенных на причалах конструкций. По информации издания, проверка установила, что строительство объекта ведется без официального разрешения, ряд уже построенных сооружений не соответствует проектной документации, не оформлены должным образом земельные участки под строительство. Отсутствие этих документов не позволило специалистам Ростехнадзора определить причины расхождения шпунтовых свай и одобрить технологию ремонта причалов. Между тем работы на объекте вскоре были возобновлены, поскольку проект имел политическую подоплеку. Первоначально планировалось, что красную ленточку на открытии терминала перережет премьер Владимир Путин, а успешный запуск БТС-2 станет хорошим аргументом в пользу действующей власти перед выборами.
Из последних писем руководителя Ростехнадзора Николая Кутьина вице-премьеру Игорю Сечину следует, что регулярная отгрузка танкеров на отремонтированных причалах остается небезопасной. Эксперты компании "Спецфундаментстрой" установили, что шпунтовые сваи причальной стенки разошлись не только в подводной части причала, но и под поверхностью дна, причем более значительно, чем предполагалось. При размыве дна гребными винтами отходящих танкеров грунт из причала будет вновь высыпаться, что грозит обрушением верхних строений и последующей крупной аварией с разливом нефти в Балтийское море. От официальных комментариев в ведомстве отказались, сославшись на то, что служба объявит о принятых решениях на этапе приема объекта в эксплуатацию.
Таким образом, получается что свежепостроенный терминал разваливается по кускам, проваливаются причалы, экологи и ведомства бьют тревогу.
Как пишет издание "Аргументы недели" , страшно представить, что произойдет, если Минтранс и Ростехнадзор все-таки допустят эксплуатацию неисправного причала, который может рухнуть в любое время. Как следует из документов, причина расхождения причальной стенки до сих пор непонятна строителям. А значит, разойтись она может в любой момент, в том числе во время налива нефти, то есть нельзя исключать риск разрушения причала и разлива многих тысяч тонн нефти в акваторию Финского залива.
Еще более рискованно пускать наполненный нефтью танкер по недостаточно углубленному проходному каналу - затонувший танкер дедвейтом 150 тыс. тонн
грозит масштабной экологической катастрофой, сравнимой с крупнейшими мировыми инцидентами. Огромный ущерб может быть нанесен флоре и фауне Финского залива - подобные катастрофы приводят к гибели многих тысяч птиц, рыб и моллюсков. При этом, по сведениям газеты «Ведомости», обнаружилось, что у терминала отсутствует система мониторинга за состоянием причалов. Это следует из протокола совещания по безопасности терминала НТК, которое 13 марта провел Сечин (копия документа есть у «Ведомостей»»). Экологические организации Скандинавии, Прибалтики и Германии уже начали беспокоится за судьбу Балтийского моря. Многие из них планируют обратиться к своим правительствам, чтобы те попросили Россию приостановить проект и пустить на него международных экологических наблюдателей.
Очевидно, что приказ правительства установить камеры является сигналом для Геннадия Тимченко и некоторых чиновников: не подведите страну, иначе будет плохо. Руководство страны начинает беспокоиться, что деловые интересы компаний, строящих порт и покровительствующих им чиновников, начинают мешать стратегическим интересам страны.