Posted 30 ноября 2011, 15:10

Published 30 ноября 2011, 15:10

Modified 1 апреля, 03:48

Updated 1 апреля, 03:48

Политика и дети

30 ноября 2011, 15:10
Чтобы захватить умы и сердца молодежи, разбить носы оппонентам сегодня готова любая политическая партия. "Росбалт" выяснял, как распорядится избирательным правом "без пяти минут интеллигенция" — нынешние студенты СПбГУ.

За то, чтобы захватить умы и сердца молодежи, разбить носы оппонентам сегодня готова любая политическая партия. Многие нынешние студенты еще не в полной мере определились с собственной политической ориентацией (или же не определились вовсе), но уже имеют право голоса. Корреспондент «Росбалта» решил выяснить, как распорядится избирательным правом «без пяти минут интеллигенция» — нынешние студенты СПбГУ.

Хотя многие исследования показывают, что молодежь в целом аполитична, формулировку «все уже решили за нас» не удалось услышать ни от одного из респондентов. Возможно, причина этому — всеобщая интернетизация: студенты активно делятся ссылками на репортажи с понравившихся им акций оппозиции, «ретвитят», ставят «лайки» и создают все новые «фотожабы» и демотиваторы политической тематики.

Неприятие текущего политического устройства, которое они считают фактически однопартийным, впитывается с каждым новым битом информации.

«Не пойти на выборы — это не значит проголосовать «против всех», это, по сути, отдать голос партии-победителю, — считает студент журфака Артур Ахмедов. — Из-за того, что слишком много людей говорило, что их голос ничего не стоит, у нас и сложилась такая ситуация, где результат определяет не народное голосование, а люди, которые идут на выборы со вполне определенными целями. Из-за апатичности по отношению к выборам, которое бытует уже много лет».

Фраза «за кого угодно, только не за...» становится ключевой — согласно одному из высказанных мнений, голосовать из протеста глупо только в том случае, если страна выбирает президента. В конечном итоге глава государства будет избран, а саботаж останется незамеченным; в ходе же парламентских выборов, что справедливо замечают студенты, получившие дополнительные мандаты оппозиционеры смогут помешать партии власти, если та вдруг решится провести законопроект, не считаясь с мнением других парламентариев.

«Идти на выборы и проголосовать стоит хотя бы из-за того, что это твое право, и ты должен им воспользоваться, — рассказал 23-летний студент-социолог Антон Яковлев. — Все, что в моих силах — это просто потратить 20 минут. На прошлых выборах я голосовал за СПС, и в Думу они не прошли. Я сделал выводы, и хотя придерживаюсь правого крыла, в этот раз я проголосую за коммунистов. Хотя они для меня идеологически далеки, КПРФ все-таки наберет нужный процент голосов, и может быть, нам удастся создать что-нибудь вроде двухпартийной системы».

Затевать «вторую Манежку» студенты обещают только в том случае, если «Единая Россия», к которой они относятся с недоверием, наберет больше 65-70% от общего числа голосов. И то организаторов манифестаций придется искать среди, например, того же «Независимого студсовета СПбГУ», который прославился активными выступлениями против административных инициатив. Студенты готовы поддержать протест, но только в том случае, если на него позовет умный и харизматичный лидер и если они будут уверены, что протест окажется массовым. Однако если учесть, что история СПбГУ в XXI веке ограничивается десятком вялых пикетов, в массовые митинги верится с трудом. Даже когда университетская «текучка» напрямую касалась учащихся (например, увольнение декана журфака Марины Шишкиной, новые столовые с невкусной едой и высокими ценами, даже то, что стоимость проездных растет, а стипендии — почти что нет), на забастовки выходили всего несколько постоянных активистов.

Полностью соответствующей молодежным ожиданиям партии, как выяснилось, не существует. Некоторые пытаются создавать молодежные блоки, однако, как уверены на журфаке, они финансируются из тех же источников, что и их старшие товарищи, и студенты им не слишком доверяют.

Как и следовало ожидать, на факультете истории корреспонденту "Росбалта" рассказали об идеальном устройстве многопартийного государства: в нем каждая партия должна отвечать за какую-либо сферу государственной деятельности. Если в стране худо обстоят дела с образованием, и народ это видит, то на выборах, которые проходят раз в два года, максимальное количество голосов получит партия образования, а не, например, партия, отвечающая за ЖКХ.

«Государство, мне кажется, в идеале должно быть устроено вот так, а из этого следует, что ожиданиям молодежи сегодня не соответствует никакая из партий, — рассказал историк-третьекурсник Виталий Боварь. — Ну, а сферическая «молодежная» партия в вакууме должна предлагать мне не абстрактную программу, как тот же «План Путина», а от слов перейти к делу. Это должно быть однозначно позитивные изменения, а не позитивные с точки зрения единороссов или кого угодно еще».

Равно как и идеальной партии, не существует и политика, который бы пользовался однозначной популярностью у молодежи. Лидера ЛДПР Владимира Жириновского опрошенные студенты согласны видеть только в забавных роликах на Youtube, а не у руля государства. Поступков, за которые можно уважать Григория Явлинского и прочих политиков из 90-х, нынешние студенты уже не помнят, а популярный Алексей Навальный сам себе подписал приговор — быть вечным уличителем коррупционеров «откуда-то из Интернета», а не из кресла в Белом доме. Но среди политиков, заслуживающих уважения, были названы заместитель Жириновского Павел Пятницкий (за то, что действительно предпринимал усилия на посту, на который обычно назначают медийных персон а-ля Михалков и Канделаки) и Владимир Путин (за то, что из всех президентов РФ был лучшим).

С тем, чтобы полностью отказываться от выборности депутатов парламента и чиновников выского ранга, студенты не согласны. Хотя грядущие выборы для скептиков, которые идут голосовать впервые, выглядят как «кто больше наобещает и меньше выполнит», молодые люди надеются (именно надеются, а не прогнозируют), что в будущем административный ресурс перестанет играть важную роль в распределении голосов.

Тех, кто будет строить Россию в буквальном и переносном смыслах, - нынешнюю молодежь - сегодня нельзя однозначно причислить к «правым»-«левым», что абсолютно нормально в условиях декларированной демократии. У каждого есть соображения по поводу идеалистического функционирования государственной машины. Остается надеяться, что амбициозность не угаснет через несколько лет.

Александр Пушкаш

Подпишитесь