Posted 21 июня 2011, 14:30
Published 21 июня 2011, 14:30
Modified 1 апреля, 07:07
Updated 1 апреля, 07:07
В Александровском парке уже неделю работает мини-Петербург, выполненный из 5 тонн бронзы. Его уже успели покалечить вандалы, а горожане до сих пор в недоумении: зачем Северной столице этот проект?
Мини-Петербург, прежде всего, может порадовать детей, которые теперь могут резвиться между домиками из бронзы. Он также мог бы порадовать инвалидов и слепых, для осязания которых стала доступной красота Северной столицы. Об этом благотворительном применении объемных миниатюр писала Мариэтта Шагинян в «Зарубежных письмах» в 60-е годы, когда побывала на Западе и увидела первые мини-городки.
Мини-Петербург мог бы быть неплохим познавательным проектом. Но тогда тут требуются доработки. Например, семь великих зодчих из бронзы, помещенных автором проекта Александром Таратыновым за один стол, не имеют табличек не только с описанием их биографии и творений, но даже с именами. В результате даже образованные люди с трудом догадываются, кто есть кто в этой скульптурной группе.
Есть и еще недостатки у нового памятника. Например, реки сделаны в мини-Питере из черного гранита с перепадами в один сантиметр. Посетители, бродящие по этому граниту, спотыкаются и еле удерживаются от падений. «Объект является зоной риска для детей, стариков и алкоголиков, о бронзовые копии можно разбить нос», - заметила архитектор Елена Рубцова.
Тревожит судьба сооружения. Архитектор Рафаэль Даянов, увидев мини-Петербург, заметил: «Когда мы открываем новый памятник, нужно думать об общей культуре граждан. Памятник первым строителям Петербурга за Сампсониевским собором разграблен, с ограды вокруг Александрийского столпа бронзовые птички улетели, с решетки вокруг памятника Николаю Первому детали оторваны, на копытах Медного всадника кто только не висит. В царской России возле памятников стоял мужик охранник в медвежьей шапке. В советские годы памятники делали такие, что ничего оторвать от них не хотелось. Можно предсказать печальную судьбу мини-Петербурга, народ вскоре все оттуда снимет».
Новый «подарок городу» был преподнесен с помпой, чуть ли не как новое выдающееся произведение искусства. Но создание потешных кукольных городков и копий из фанеры или чего покрепче - это из разряда народных аттракционов, но никак не из разряда искусства. Непонятно, почему вечно занятые губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и глава «Газпрома» Алексей Миллер почтили своим присутствием столь скромное событие. В Петербурге есть Эрмитаж и Русский музей, культурные центры, где проходят выставки всероссийского и мирового значения. Почему губернатор культурной столицы не присутствует на всех подобных событиях?
Вообще, «подарок городу» выглядит как крупное хранилище бронзы, которую в тяжелый для страны момент можно перелить на пушки, колокола или продать по хорошей цене Службе ритуальных услуг. Многие архитекторы и художники, кстати, заметили «некрофильский душок» в эстетике мини-Петербурга. Выглядит бронзовый городок мрачно, вызывая мемориальные чувства и желание возложить к бронзовым поделкам венки в траурных лентах. Кстати, некрофильский душок мини-Питера мог бы отнести новый памятник к разряду актуального искусства, к модному петербургскому направлению некрореализма. Тогда уместны были бы тут скелеты из бронзы.
Многим горожанам показалось, что памятнику не хватает человечков из бронзы. У Николая Грикурова, редактора сайта «Европейский Петербург», даже возникла креативная идея по улучшению памятника. «Можно сделать вельмож петровской, екатерининской эпохи или царской России. Я бы сделал в миниатюре современных чиновников, столпившихся вокруг своего губернатора. А губернатора сделал бы как знак вопроса, как абстрактную безликую фигурку, так как персонажи тут меняются, а город вокруг вечен», - предложил он.
Архитектор Юрий Капля заметил старомодность новорожденного проекта. «Я не понял, почему мини-Петербург сделали из такого старомодного материала - бронзы. У нас же президент Медведев указал курс страны на модернизацию. Ну так и надо сделать дом из современных материалов, а внутри него - мощные микроскопы, в которые был бы виден нано-Петербург из углеводородного волокна, или выстроенные памятники из наночастиц, из молекул. Это был бы настоящий прорыв», - предположил он. Если уж мечтать о по-настоящему инновационном проекте, связанном с прославлением богатств недр России, то хотелось бы видеть между бронзой «вечный огонь», горелки с горящим газом, колбы с нефтью, таблицы из никеля со словами, выложенными якутскими алмазами.
Художник Дмитрий Шагин поделился с «Росбалтом» вопросами, которые у него возникли от рассматривания мини-Петербурга. «Лет 20 назад мы были в Брюсселе, и там нас удивила мини-Европа, небольшой городок, сделанный из разрисованной фанеры, по которому можно было гулять, рассматривая макеты памятников архитектуры, собранные вместе. Это было познавательно. А вот зачем в Петербурге делать мини-Петербург, когда и так можно памятники живьем посмотреть, непонятно. Была бы мини-Европа или мини-Москва, а так странно все это... Во времена Хрущева архитектор Каменский, который взорвал храм на Сенной, предлагал вообще все снести в городе, оставить только Петропавловку и Эрмитаж. И понаставить серых коробочек из бетона и стекла. Чтоб было красиво. Может быть, и сейчас кто-то думает о таком проекте — все снести, понаставить коробок и колб из пластика и бетона. Чтоб красиво было. Петербург ведь некрасивый, Нева некрасивая. А кто любит старый некрасивый Питер - пусть игрушечные домики рассматривает из бронзы», - считает Шагин.
Это ощущение, что мини-Петербург похож на памятник городу, который собираются снести, возникло у многих горожан. «Когда идешь по Петроградской стороне и видишь разрушающиеся здания Серебряного века, подлинные памятники архитектуры, когда видишь всюду таблички: «Опасная зона. Возможно падение штукатурного слоя», когда вспоминаешь сотни исчезнувших за последние годы исторических зданий, становится непонятным, зачем город и «Газпром» не вкладывают деньги в подлинную красоту, а дают их на потешные проекты», - отметила архитектор Елена Рубцова, жительница Петроградского района.
«Как я понял, это то, что останется от Питера после сноса всего лишнего. Заодно из бюджета хапнули не хило. Пир во время чумы», - так отозвался о мини-Петербурге композитор Игорь Дункул. «В городе лишние деньги появились, наверное. Мини-Петербург выглядит как пряжечка блескучая на ремешке, подтягивающая дырявые штаны. Сделать маленькую миниатюрку и любить ее - это проще, чем любить большое и настоящее. Настоящее и большое любить трудно», - заметил мультипликатор Борис Казаков.
Возникает еще одна мысль. Автор проекта, архитектор Таратынов живет с семьей много лет в Голландии, которая с ужасом ждет катастрофических последствий потепления климата. Может быть, Таратынов перепутал Голландию, ожидающую затопления, и Петербург, который затопления не ждет, но на всякий случай он уже сделал надгробный памятник обреченному городу.
А вообще-то потраченной бронзы жаль. Понятно, что мы живем в эпоху постмодернизма, когда всюду процветают римейки во всех видах. Город в виде подарка от властей и инвестора получил тоже такой вот дорогостоящий римейк. А ведь Россия и Петербург всегда были сильны авангардом, креативными талантами.
В Петербурге прозябает множество талантливых скульпторов и художников, которым есть что сказать о нашей эпохе. Но бронза к ним не попадает. А ведь когда-то находились талантливые правители, поощрявшие новаторские шедевры своих современников. С которых ныне делают копии новые правители. Это пугает: что останется от наших времен?
Ирина Дудина, фото gov.spb.ru