Posted 16 июня 2011, 21:15
Published 16 июня 2011, 21:15
Modified 1 апреля, 07:14
Updated 1 апреля, 07:14
Прошло несколько дней после кровавого празднования Дня России в областном поселке Кобралово. Пока Рунет пытается окрестить инцидент «новой Кондопогой», жители поселка нервничают: вернутся ли горцы мстить за растоптанную честь и ждать ли начала настоящей резни.
Напомним, официальная версия событий 12 июня такова: житель поселка Алексей при поддержке двоих друзей решил свести счеты с дагестанцем по имени Аслан. Тот обиделся и призвал на помощь соотечественников из соседнего города Коммунар. На трех машинах они прибыли в поселок, и сельская дискотека завершилась бы классически — банальной дракой — если бы не случайность и кавказская гордость. Получив отпор, драчуны попытались скрыться, однако один из их автомобилей заглох, а подтолкнуть машину кобраловцы, естественно, не дали. Травматический пистолет обеспечил бы достойное ретирование, вот только выстрелы привели к госпитализации отдыхавших на дискотеке.
В то же время у каждого опрошенного корреспондентом «Росбалта» жителя Кобралово оказалась своя, более точная версия произошедшего. Пенсионерки, гревшиеся на солнце, с ужасом в глазах рассказали о лужах крови на квадратной дискотечной площадке в центре поселка. Местные мальчишки же с гордостью поведали о том, как выбили стекла в «Жигулях» 14-й модели, а потом перевернули ее: якобы перед этим один из дагестанцев размозжил сельскому парню лицо битой, утыканной гвоздями. У многих нашлись жестоко искалеченные братья и кумовья, в данный момент находящиеся не в поселке: одни уже успели чудесным образом выздороветь и уехать в Петербург по делам, другие наоборот — борются со смертью под капельницами в госпиталях. Откуда-то «всплыл» мертвый 13-летний мальчик: его не успели довезти до больницы. По официальной информации, никакой смерти мальчика не было (это подтверждали в ГУВД), но на дискотеке, действительно, находились дети и женщины с колясками: слишком значимое для маленького поселка мероприятие, чтобы его пропустить.
Например, продавщица из магазина, возле которого проходила злосчастная дискотека, рассказала корреспонденту «Росбалта» о том, что ее племянник «побежал туда же, куда и все» и чудом увернулся от дула пистолета, направленного в висок: пуля чиркнула по затылку.
«Конечно, теперь все боятся, — рассказала она. — Они открыто заявили, что вернутся мстить, говорят, они уже объезжали поселок, приценивались. Может быть, приедут в эту субботу: у нас как раз будет собрание поселка по поводу организации парковочных мест».
Продавец из соседней лавки назвал другую дату Дня Икс: 2 июля. Впрочем, откуда она взялась, внятно объяснить мужчина не смог («они сказали»). Хотя радикалом и сепаратистом, которых обвиняют сейчас в раздувании кобраловской истерии, пожилого торговца назвать можно с трудом, он несколько раз переспросил у корреспондента его национальность и точку зрения, которую он придерживается в вопросе: «борода у вас какая-то слишком мусульманская».
Появление мистических «их» (опрошенные жители поселка уже не связывают драку с конкретными дагестанцами и их мотивами) и то, что поселок дышит инцидентом, вполне понятно. Хотя Кобралово и находится в получасе езды до Петербурга, упадок и застой ощущается в нем с такой же силой, как и в более отдаленных от центра уголках страны. Корреспондент «Росбалта» нашел объяснение этому как раз в близости к Северной столице: развиваться до самостоятельного культурного центра незачем, жить как-то надо. Новой всеобщей темой для обсуждения, а, значит, — простором для толков и пересудов стала пресловутая драка. У страха глаза велики: в ход даже пошел якобы воткнутый дагестанцами в землю зеленый флаг.
Как выяснилось, зеленый флаг действительно был, но принес его ни кто иной, как организатор дискотеки. Никакого отношения к Исламу этот флаг не имеет, т. к. уже 20 лет его достают из закромов местного ДК в преддверии праздников.
«Не знаю, с чего вообще взяли, что это мусульманский флаг, — прокомментировал заведующий Кобраловским сельским клубом и один из организаторов дискотеки Родион Ярославлев. — Флаг был на мероприятии изначально, я сам его принес в 7 часов вечера, когда мы начали украшать площадь. Всего было 6 флагов разных цветов и растяжки».
Также Ярославлев вспомнил, что точно знает только о двух госпитализированных с дискотеки, а в драке участвовали 10 или 12 дагестанцев — по его мнению, слухи о кровавой бойне распространяют те, кто не видел ее вживую. Совершенно точно, что полиция не сразу отреагировала на звонки. В Коммунар было не дозвониться, пришлось просить о помощи Гатчину, и, видимо, оттуда по внутренней связи поступило распоряжение перебросить силы УВО и ДПС на Кобралово.
В отсутствии оперативной связи с силами полиции заведующий ДК винит себя: «Моя ошибка в том, что мероприятие было запланировано, но силы МВД о нем извещены не были. Оно было в планах, мне звонили из отдела культуры района. Но это традиционное мероприятие, подобных эксцессов у нас никогда не было».
Гром грянул, карательная система правосудия перекрестилась. В отношении виновников скандала возбуждены уголовные дела по признакам статьи 213 УК РФ (хулиганство) и по статье 116 УК РФ (нанесение побоев из хулиганских побуждений).
Угрозы же саботажников правопорядка вернуться с карательной миссией вряд ли воплотятся в жизнь — во-первых, территорию поселка теперь патрулируют автомобили ППС, а, во-вторых, эти угрозы вполне могут оказаться такими же слухами, как и море крови и смерть ребенка. Зато у жителей остальных поселков есть целых два противоположных «образца для подражания», а у властей — простор для творчества в отношении программ по снижению нетерпимости в регионах.
Александр Пушкаш, фото автора