Posted 13 ноября 2010, 14:27
Published 13 ноября 2010, 14:27
Modified 1 апреля, 11:16
Updated 1 апреля, 11:16
Уголовное дело по факту нападения на историка-публициста Игоря Пыхалова до сих пор не возбуждено. Вечером 11 ноября автор нескольких скандальных книг подвергся нападению двоих неизвестных у подъезда своего дома на Заневском проспекте. В результате у Пыхалова сломан нос, а лицо представляет собой едва ли не сплошную гематому. Сам пострадавший связывает нападение со своей книгой «За что Сталин выселял народы» - в ней опубликованы сведения, порочащие, по мнению некоторых экспертов, чеченский и ингушский народы.
Накануне нападения в квартире Пыхалова раздавались странные телефонные звонки, словно кто-то пытался выяснить часы, в которые Игорь возвращается домой. Он живет по месту регистрации, выяснить которое не составляет труда.
«Как только я свернул с Заневского во двор своего дома, на меня напали двое мужчин кавказской наружности, - рассказывает Игорь Пыхалов. – Вероятно, меня поджидали. Что происходило вокруг меня, я не видел. Били меня меньше минуты молча. Возмущенных криков прохожих я тоже не слышал, но у нападавших, похоже, сдали нервы – они побежали вглубь дворов и скрылись. Это были взрослые мужчины лет по тридцать, не какие-нибудь подростки».
Придя в себя, Пыхалов отправился в 52-й отдел милиции, где заявил о совершенном в отношении него преступлении. Двое оперативников с понятыми осмотрели место нападения, сейчас ведется доследственная проверка, срок которой истекает завтра.
У Игоря Пыхалова техническое образование, он работает в книжном издательстве. Историческими расследованиями начал заниматься около 15 лет назад. Тема с переселением чеченцев и ингушей в Среднюю Азию возникла как ответвление главного предмета его исследования – личности Сталина. Пыхалов не скрывает своих симпатий к Иосифу Виссарионовичу, и посвятил ему книгу «Великий оболганный вождь».
«Книга «За что Сталин выселял народы» состоит из трех частей, - поясняет Игорь Пыхалов. - Одна посвящена выселению крымских татар, вторая – прибалтов, третья – чеченцев и ингушей. Скандал вызвала только «чечено-ингушская» часть. На меня трижды пытались возбудить уголовное дело по надуманным поводам. При соавторстве уполномоченного по правам человека Чечни Нурди Нухажиева вышла книга, в которой меня обвиняют в фальсификации фактов. Хотя в суд за клевету на меня никто не подавал. Я провел сотни часов в Российском государственном военном архиве, каждый факт у меня документально подтвержден».
В своей книге Пыхалов отмечает, что на момент начала Великой Отечественной войны население Чечено-Ингушетии составляло 480 тысяч человек. Согласно советской практике того периода, это позволяло поставить под ружье 80 тысяч солдат. Между тем официально признано, что только 2300 чеченцев и ингушей погибло в боях за родину, а убито или арестовано за разбои, грабежи и бандитизм в 1941-1944 годах около 4600 жителей горной республики.
«По всей вероятности, в Чечено-Ингушетии удалось поставить под ружье не более 10 тысяч человек, - предполагает Пыхалов. – Есть документы, что из них попытались сформировать 3-тысячную кавалерийскую дивизию, две трети личного состава которой дезертировала. В то же время на стороне немцев сражалось как минимум пять чеченских рот и одна ингушская – это тоже исторический факт. Немецкие архивы свидетельствуют, что на территорию Чечено-Ингушетии было заброшено свыше 70 диверсантов, которые пользовались благосклонностью местного населения. При их участии в 1941 и 1942 годах были подняты три восстания против советской власти».
По мнению Пыхалова, много мифов окружает и историю с выселением чеченцев и ингушей в Среднюю Азию в 1944 году: будто бы треть народа при этом погибло. На самом деле умерло при переселении чуть больше 1200 человек, чуть более пятидесяти были убиты при попытках сопротивления. Автор признает, что в первые годы в Средней Азии смертность среди переселенных была высокой, но ее причины - не только в суровых условиях проживания.
«Немецкие спецпереселенцы жили в таких же условиях, но смертность у них была на порядок ниже, - говорит Пыхалов. – Немцы трудились, а чеченцы долгое время отказывались устраиваться на работу. Уже через 12 лет они вернулись на Кавказ в ореоле мучеников. Этому способствовал Никита Хрущев, которому не хотелось раскрывать истинные причины, толкнувшие Сталина на выселение двух народов».
Современные власти Чечни и Ингушетии крайне болезненно и агрессивно реагируют на любую трактовку этих событий, кроме исторической несправедливости. Им удалось добиться извинений от профессоров Барсенкова и Вдовина, опубликовавших в своем пособии «сведения, оскорбительные для чеченского народа». Чуть ранее районный суд в Грозном признал экстремистской литературой 58-й том Большой энциклопедии, выпущенной в 2006 году издательством «Терра».
«Так устроен закон – любой районный суд может вынести решение о признании книги экстремистской, - заявил «Росбалту» адвокат Николай Артамонов. – Если это произошло, например, на Чукотке, то оспорить это решение вы можете, лишь написав кассацию в окружной суд. Потом дождаться результатов и, в случае отказа, обратиться в Верховный суд. Для обычного гражданина такой путь чреват огромными транспортными и гостиничными расходами, потерей времени и сил».
Но Игорь Пыхалов говорит, что не перестанет публиковать результаты своих исследований, в том числе и касающихся кавказских народов.
«Я не считаю, что бывают «плохие народы», и не имею ничего против чеченцев и ингушей, - пояснил писатель. – Но не позволю навязывать себе точку зрения или игнорировать реальные исторические факты».
Пока никто не взял на себя ответственность за избиение Игоря Пыхалова. Представители чеченской диаспоры заявляют, что они здесь не при чем.