Posted 23 июня 2008, 13:28
Published 23 июня 2008, 13:28
Modified 1 апреля, 21:46
Updated 1 апреля, 21:46
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 июня. Неоязычество не стоит путать с экстремистскими воззрениями. Такое мнение высказал сегодня доцент кафедры религиоведения РГПУ им. Герцена Алексей Гайдуков на круглом столе в "Росбалте", посвященном современному язычеству.
По словам эксперта, сам термин "неоязычество" вызывает неоднозначную реакцию у многих приверженцев этого религиозного направления. Неоязычники переживают, что их часто ассоциируют с неофашистами. В итоге возник новый термин - "родноверие".
"В язычестве много направлений: кто-то борется с христианством, кто-то борется с иудаизмом, кто-то проводит обряды в лесах. Сходство одно - это попытка реконструировать дохристианскую традицию", - пояснил Гайдуков. Он подчеркнул, что хотя у неоязычников и встречаются элементы легкого национализма, это простительно людям, которые стремятся обрести свои корни.
Однако стоит различать язычников и политиков. Язычник может заниматься политикой, это его частное дело. Свобода совести, право верить или не верить записано в Конституции РФ. Другое дело, если националистические организации включают в себя религиозные элементы, которые могут быть и православными, и языческими - для привлечения людей в свои ряды. По его мнению, записывать всех язычников в экстремисты - неоправданно.
Как рассказал Алексей Гайдуков, традиционное язычество, например, верования народов севера отличается от неоязычества тем, что в последнем передача традиции была прервана и ее пытаются восстановить или создать заново. Кроме того, устная традиция менялась в соответствие с требованиями момента, в отличие от религий, опирающихся на книжные источники.
Гайдуков отметил, что схожим образом известный петербургский неоязычник Владимир Голяков (волхв Богумил Второй), когда-то первым соорудил квадрат из бревен, огораживающий сакральное пространство, вокруг идола Перуна во Фрунзенском районе. Эксперт отметил, что идея оказалась удачной, ею многие пользуются и она имеет шансы войти в эту традицию.
Алексей Гайдуков заключил, что сегодня неоязычество в той или иной форме - это объективное явление современной культуры.