Posted 27 марта 2008, 16:52
Published 27 марта 2008, 16:52
Modified 1 апреля, 22:47
Updated 1 апреля, 22:47
Уголовное преследование секс-меньшинств в нашей стране было отменено 15 лет назад. С тех пор каждый может самостоятельно решать, с кем и как ему жить. Официально геев и лесбиянок никто не преследует – в демократическом обществе это не принято. Но люди нетрадиционной ориентации считают, что в стране, охваченной бытовой гомофобией, достойно жить невозможно.
В России есть общепризнанное мнение о том, что секс-меньшинства не любят из-за самопиара и пропаганды нетрадиционного секса. Считается, что если бы они сидели «тише воды, ниже травы», то никто бы никогда не посмел вмешиваться в их жизнь. Однако меньшинства не оставляют попыток самоутвердиться и стать полноценными членами российского общества, заявляя в ответ о том, что имеют право открыто говорить о своей ориентации. Считается, что российских граждан подобные попытки раздражают и вызывают у них неадекватные реакции.
Недавно Агентство Социальной Информации (АСИ) провело социологическое исследование на тему сексуальных предпочтений петербуржцев и их отношения к геям и лесбиянкам. По словам сотрудника АСИ Анастасии Кинчаровой, всего по телефону было опрошено 500 петербуржцев. Кинчарова считает, что опрос выявил высокий потенциал толерантности петербуржцев по отношению к геям и лесбиянкам.
Так, в окружении 23% респондентов есть знакомые геи или лесбиянки, остальные 77% респондентов получают информацию о сексуальных меньшинствах опосредованно. Большинство (70%) респондентов полагает, что если бы он узнал, что его ребенок — гей (лесбиянка), отношение к ребенку осталось бы прежним, и только 11% — что оно ухудшилось бы. Также большинство респондентов (80%) согласно с утверждением о том, что геи и лесбиянки имеют такое же право на уважение их личности, как и все остальные граждане, и лишь 15% — не согласны с этим. При этом 82% респондентов считает, что государство должно преследовать тех, кто призывает к насилию против геев и лесбиянок и их изоляции.
Для 77,4% петербуржцев приемлем секс до брака, 64% — приемлемо вступление в сексуальные отношения с человеком другой расы. Иметь нескольких сексуальных партнеров и иметь сексуальные отношения вне брака, находясь в браке, приемлемо соответственно для 30,6% и 27,8% респондентов. Наименее приемлемой формой поведения для респондентов оказалось вступление в сексуальные отношения с человеком своего пола — такое поведение готовы «терпеть» лишь 8,6% горожан.
За право геев и лесбиянок работать в детских образовательных и воспитательных учреждениях высказалось чуть больше половины опрошенных (51,2%), против — 41,8%. В вопросе о возможности усыновления гомосексуалистами детей мнения распределились следующим образом — 38% респондентов — за, 49,4% — против. Таким образом, примерно половина жителей Петербурга считает нежелательным взаимодействие представителей сексуальных меньшинство с детьми, другая же половина относится к нему позитивно.
С тем, что геи и лесбиянки имеют право открыто проводить свои культурные мероприятия, согласились 38,6% респондентов, высказались против — 53,2%. Примерно таково же соотношение мнений о том, могут или не могут СМИ публиковать материалы о сексуальных меньшинствах — 51,6% респондентов высказались за запрет подобных публикаций, 42,4% — за их существование.
Кроме того, социологи попытались узнать мнение горожан «о желательном характере государственного регулирования добровольных сексуальных отношений между людьми одного пола». Из двух альтернативных вариантов отношения государства к таким отношениям «позитивный» вариант (разрешение однополых браков) выбрало в 2 раза больше респондентов (34%), чем «негативный» (уголовное преследование) (17%). При этом наиболее многочисленной оказалась группа тех, кто не считает ни первый, ни второй вариант подходящими (41%).
«Петербург показал неплохие результаты, но этот город всегда был демократичным, спокойным и толерантным. Гораздо хуже дело обстоит в провинции, где геи и лесбиянки испытывают страшную дискриминацию», - считает исполнительный директор Российской ЛГБТ-сети (Лесбиянки, Геи, Бисексуалы, Транссексуалы) Игорь Петров. По словам Петрова, в российской глубинке люди боятся, чтобы кто-нибудь узнал об их ориентации, иначе их ждет неминуемая расправа вплоть до убийства. Более того, по мнению директора ЛГБТ-сети, до 90% суицидов молодежи в России происходят именно из-за осознания своей нетрадиционной ориентации и глубоких противоречий с обществом. Самый большой процент самоубийств наблюдается как раз среди молодых геев, которые осознают свою принадлежность к меньшинству и понимают, что всегда будут притесняемы.
Напомним лишь об одном нашумевшем случае, произошедшем в Петербурге в феврале этого года. В поселке Репино были обнаружены трупы двух молодых людей с огнестрельными ранениями в голову. Тела 21-летнего Константина и его ровесника Игоря нашли в километре от пансионата «Балтиец», на границе лесного массива и пляжа. Как установили сотрудники милиции, молодые люди покончили с собой выстрелами из охотничьего ружья «Байкал». В предсмертных записках, найденных рядом с телами, самоубийцы объяснили свое решение тем, «что любят друг друга», но по неким причинам не могут «быть вместе на Земле», а потому приняли решение «соединиться на небесах». На дереве неподалеку следователи нашли вырезанную ножом надпись: «Костя + Игорь = любовь». Перед суицидом молодые люди выпили бутылку водки. Затем Игорь застрелил возлюбленного выстрелом в голову, после чего вставил ствол ружья себе в рот и спустил курок.
По словам Петрова, геев в России притесняют все кому не лень. Требование запрета гомосексуалам занимать руководящие и преподавательские должности содержится в принятой еще в 2000 году «Социальной доктрине» Русской Православной Церкви. Депутаты фракции «Справедливая Россия» в Госдуме объявили о намерении инициировать принятие федерального закона «Об уголовной ответственности лиц, рекламирующих нетрадиционные сексуальные отношения». Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, член ЦК КПРФ и вовсе считает гомосексуалов «больными людьми с огромными отклонениями и аномалиями в своем здоровье».
Гомосексуалов бьют каждый день, и бьют беспощадно. Гей-активист Игнат Фиалковский привел в пример распространенный случай, представляющий собой лишь одно из многих проявлений гомофобии в России. По его словам, любимое развлечение курсантов - познакомиться по Интернету с геем, а потом «отметелить» его всем взводом. «Возможно, что отношение петербургской милиции к геям лучше, чем где-нибудь в регионах, но 99% петербургских геев ночью никогда не признаются милиционеру, что идут из гей-клуба, тем более они не скажут о своей ориентации», — заявил Фиалковский. По мнению Игоря Петрова, такое поведение небезосновательно. «Часто бывают случаи, когда избитый гей обращается в милицию, но когда милиционеры узнают о его ориентации, они не заводят уголовное дело и оскорбляют жертву преступления», — отметил Петров.
Геев и лесбиянок в России «мочат» не только по одному. Самой страшной угрозой для существования России считаются гомосексуалы, объединенные в общественную организацию. С такой «побочной» продукцией гражданского общества призваны бороться чиновники всех уровней и мастей. «Ярким примером отношения всех уровней российской власти к сексуальным меньшинствам является печальная история о регистрации общественной организации «Радужный дом» в Тюмени», — заявила накануне на круглом столе, посвященном борьбе с гомофобией, исполнительный директор Московской Хельсинской группы Нина Таганкина.
По словам Таганкиной, трое геев из Тюмени решили создать общественную организацию с целью защиты прав секс-меньшинств, их социальной и психологической адаптации, борьбы с дискриминацией и создания в обществе терпимого отношения к геям и лесбиянкам. Однако в региональном и федеральном Управлении Росрегистрации организацию регистрировать отказались. Чиновники объявили, что цели организации направлены на защиту прав и свобод людей нетрадиционной сексуальной ориентации. А предусмотренные в уставе задачи способствуют достижению цели организации — пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации. Именно эта деятельность, по мнению чиновников, подорвет основы безопасности российского общества и государства, а также суверенитет и территориальную целостность России.
Пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации, в свою очередь, посягает на охраняемые государством институты семьи и брака, что может повлечь возбуждение социальной ненависти и вражды. Более того, юридическая экспертиза чиновников показала, что устав «Радужного дома» содержит признаки экстремистского характера. «В ответ на это мы заказали альтернативную юридическую экспертизу, которую проводили такие известные адвокаты, как Генри Резник и Павел Астахов. Они сделали вывод о том, что утверждения чиновников просто смехотворны», — рассказала Таганкина.
Заметим, что большинству из существующих организаций гомосексуалов удалось зарегистрироваться в «лихие 90-е», когда власти еще не ввели в обиход «страшный» термин «пропаганда гомосексуализма». Так, в 1992 году была зарегистрирована единственная и старейшая в России петербургская лесби-гей-организация «Крылья». Но даже тогда региональные и федеральные регистрирующие органы до конца сопротивлялись, и «крылья» геям подарили только благодаря решению Верховного Суда РФ.
К негативному отношению чиновников, религиозных иерархов и различных маргинальных группировок прибавляется ненависть к гомосексуалам на бытовом уровне. Эта ненависть культивируется и в Интернете на многочисленных сайтах с похожими названиями типа «Ищем и выявляем п…в». «Тихие гомофобы» — добропорядочные граждане — должны помнить, что они потворствуют неонацизму в России. Гомофобия — не такая безобидная вещь, как кажется», — поясняет Игорь Петров. По словам Петрова, сегодня уже неприлично и небезопасно открыто пропагандировать нацистские идеи — за это можно сесть в тюрьму. Однако открыто говорить о гомофобии можно, этим и пользуются нацисты для своей легализации.
При этом Петров привел ряд примеров такого поведения. Он напомнил о том, как в Москве в 2006 году неонацисты разогнали гей-парад и неоднократно устраивали погромы в гей-клубах. Через месяц люди из этой же группировки подорвали Черкизовский рынок. Кроме того, представители православного движения «Георгиевцы», «очистив» сквер у памятника героям Плевны от геев, потом устроили массовую драку с группой лиц кавказской национальности.
«Российский обыватель убежден в том, что геи «пиарят» себя специально, но это не так. Мы просто боремся за свои права», — заявляет Игнат Фиалковский.
По его словам, с гомофобией нужно бороться не потому, что «геи и лесбиянки такие хорошие», а потому что надо всегда защищать любое меньшинство. «Каждый из нас становится меньшинством, как только он начинает защищать свои личные права. Поэтому, если сегодня ты защитишь меньшинство, завтра эти люди защитят тебя», — отметил активист. Ситуация, при которой большинство считает, что у геев нет никаких проблем, гомосексуалистов не устраивает. Они мучаются от дискриминации и гомофобии, и об этом надо говорить, считает Фиалковский.
Гомосексуалы не сдаются и активно борются за свои права. Но к этой борьбе пока никто кроме правозащитников не присоединился. С 25 по 31 марта в России проходит Неделя против гомофобии. Неделя продолжает традицию ежегодных просветительских акций, начатую аналогичной Европейской Неделей в марте 2007 года. В этом году мероприятия пройдут в таких городах, как Москва, Петербург, Воронеж, Краснодар, Омск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Тюмень, Челябинск. В эти дни будут проведены семинары, «круглые столы», дискуссии, кинопоказы с обсуждениями, информационные акции и другие мероприятия, направленные на преодоление гомофобии в российском обществе. В Петербурге в рамках Недели пройдет серия дискуссий на темы взаимоотношений секс-меньшинств, общества и государства.
«Неделя против гомофобии — это своеобразная попытка обратить внимание на проблему гомосексуального сообщества и опасность гомофобии для остальных людей. Это возможность ответить на гомофобную риторику путем создания пространства без дискриминации и ненависти по отношению к представителям нетрадиционной ориентации», - говорится в заявлении оргкомитета Недели против гомофобии. На деле же эти слова, выражающие надежду секс-меньшинств на понимание, вряд ли найдут дорогу к сердцам людей. Россия, формально избавившись от советского законодательного наследия, карающего геев и лесбиянок, фактически осталась такой же консервативной страной, в которой даже слово «меньшинство» вызывает негативную реакцию. Сегодня, когда спустя годы забвения, на повестку дня только встает вопрос о неотвратимости наказания националистов, проблема ненависти к сексуальным меньшинствам кажется разрешимой лишь в отдаленном будущем.
Филипп Мостоцкий, Росбалт-Петербург