Posted 18 марта, 15:09

Published 18 марта, 15:09

Modified 18 марта, 15:11

Updated 18 марта, 15:11

Евгений Коган: Чем грозят атаки на НПЗ?

Евгений Коган: Чем грозят атаки на НПЗ?

18 марта 2024, 15:09
Фото: Photobank Ura Media / 1MI
Рост цен на бензин и дизель может вызвать скачок инфляции.

В последнее время участились случаи нападения на нефтеперерабатывающие заводы. Только на прошлой неделе 6 объектов стали жертвами атак БПЛА.

Насколько это серьезно? И что произойдет с ценами на АЗС?

Начну с конца. Учитывая, что за неделю котировки на бензин «Премиум-95» выросли на 6,39% — до 61425 руб/т, на «Регуляр-92» — на 6,66%, до 50566 руб/т, скачок цен на АЗС не заставит себя ждать.

Если атаки продолжатся, как и рост цен, это может стать палкой в колеса ЦБ в борьбе с инфляцией. Другими словами, регулятору придется еще больше повременить со снижением ставки. Кстати, это не очень хорошая новость для ОФЗ…

А как ситуация отразится на мировом рынке?

Бензин. Во-первых, только около 10% производимого в стране топлива экспортируется в виде бензина. Во-вторых, правительство уже ввело шестимесячный запрет на экспорт бензина с 1 марта 2024 года.

Дизель. Рост цен на внутреннем рынке может вынудить правительство ввести ограничения на продажу дизтоплива за рубеж, например, с 50% до 30% от объема производства.

Вывод: последствия атак на НПЗ не должны быть определяющим фактором для мирового рынка бензина. Зато котировки на дизель могут подскочить.

А что с рынком нефти?

Вряд ли сокращение переработки приведет к росту экспорта сырой нефти. Во-первых, мешают обязательства в рамках ОПЕК+. И во-вторых, это непросто технически. Танкеры и так в дефиците, маршруты удлинились, а платежи усложнились.

Это значит, что предложение сырой нефти на мировом рынке значительно не изменится, как и цены на нее. А вот России, возможно, придется сокращать добычу сверх обязательств. И тут все зависит от масштаба и продолжительности сокращений.

В любом случае для возврата к норме проблему атак на НПЗ необходимо решить. Иначе последствия могут быть серьезными.

И нет никакой уверенности в том, что будет достаточно танкеров для транспортировки возросшего объема. В общем, сколько мы можем поставить нефти, столько и поставим.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan