Posted 1 июля 2019, 09:03
Published 1 июля 2019, 09:03
Modified 30 марта, 16:30
Updated 30 марта, 16:30
Настоящая «бомба» взорвалась в верхах теневого финансового рынка. Тверской суд Москвы арестовал Олега Кузьмина — не только крупнейшего оператора по работе с наличными деньгами, но и участника ряда операций спецслужб. В частности - операции по задержанию экс-гендиректора хоккейного клуба «Спартак» Петра Чувилина. Теперь ситуация поменялась. Чувилин выступает свидетелем по делу о даче взяток бывшему сотруднику ГУЭБиПК Дмитрию Захарченко, среди прочего он дал показания на банкира Ивана Станкевича — ближайшего друга и делового партнера Олега Кузьмина.
Как рассказал «Росбалту» источник в российских спецслужбах, до последнего времени Олег Кузьмин считался личностью неприкасаемой. Он имел отношение к десяткам банков, у которых были отозваны лицензии за отмывание денег, однако всегда оставался в стороне от расследований правоохранительных органов. Более того, сам участвовал в оперативных комбинациях ФСБ. Так, именно Кузьмин в 2014 году написал заявление о том, что у него вымогают $5 млн Петр Чувилин и экс-сотрудник УФСБ по Москве и области Юрий Ярославцев. Чувилин к тому времени сам считался неприкасаемой персоной, имел отношение к ряду банков, активно участвовал в теневых делах, являлся фигурантом дела об убийстве экс-депутата Госдумы Руслана Ямадаева и покушении на банкира Александра Антонова.
Юрий Ярославцев после того, как был уволен из УФСБ по Москве и Московской области, стал тесно общаться с теневыми банкирами, занимающимися незаконными обнальными и транзитными операциями. В частности, когда в 2008 году сотрудники МВД проводили обыски в банке «Крайний Север», то застали там Ярославцева, у которого был отдельный кабинет. По результатам работы было возбуждено уголовное дело об «отмывании» через «Крайний север» 10 млрд рублей.
Кузьмин указал в своем заявлении, что Чувилин вместе с бывшим контрразведчиком Ярославцевым предложил посодействовать в снятии всех ограничений со стороны Центробанка к банку «Европейский экспресс» (Кузьмин его контролировал). При этом они ссылалась на свои многочисленные связи в руководстве ЦБ и в ФСБ, в том числе — среди сотрудников, курирующих банковскую сферу.
Кузьмин, решив проверить возможности «решальщиков», быстро выяснил, что названные ими «друзья в ФСБ» на самом деле ничего про это не слышали. Более того, эти «друзья» посоветовали банкиру написать заявление, после чего он уже действовал под контролем контрразведчиков. 16 октября 2014 года Чувилин приехал к Кузьмину за первым траншем в размере $1,5 млн. После получения денег он был задержан. Следом за решетку отправили Ярославцев. В 2016 году Чувилину и Ярославцеву суд назначил наказание в виде лишения свободы в колонии общего режима сроком на четыре года.
По мнению источников «Росбалта», Олег Кузьмин уже очень много лет является членом команды банкира Ивана Станкевича. Последний давно связан с Борисом Ушеровичем и Валерием Маркеловым — совладельцами группы компаний «1520», самого крупного получателя подрядов от РЖД. В бизнесе Ушеровича и Маркелова за финансовое и банковское направления как раз отвечал Иван Станкевич. Он же давал распоряжения о выплате крупных взяток Дмитрию Захарченко. (Непосредственно этим вопросом у него занимался финансист Дмитрий Моторин).
В команде Станкевича за работу в Москве по обналичиванию гигантских сумм отвечал как раз Кузьмин. Также он тесно работал с рядом крупных столичных рынков — главных источников «теневой» наличности.
Ситуация начала меняться после того, как стало «раскручиваться» «дело Захарченко». Выйдя из тюрьмы, Петр Чувилин стал свидетелем в рамках расследования о даче взяток Захарченко совладельцами ГК «1520». В том числе и благодаря его показаниям Маркелов был арестован, а Ушерович, Станкевич и Моторин объявлены в международный розыск.
Теперь под стражей оказался Олег Кузьмин. Ему предъявлено обвинение в участии в преступном сообществе, занимавшемся выводом из России средств по так называемой «молдавской» схеме. Однако источники «Росбалта» полагают, что Кузьмин будет допрошен и в рамках «дела Захарченко».
«Не исключено, что расследование о „молдавском“ канале будет соединено с расследованием о судьбе миллиардов РЖД, получаемых „1520“. К этим делам могут быть присоединены и другие, например — о преступном сообществе силовиков и бизнесменов, занимавшемся хищением госсредств. Если это случится, то выйдет „расследование века“ с очень крупными фигурантами», — высказывает мнение источник агентства.
Александр Горячев