Posted 15 апреля 2019, 09:15

Published 15 апреля 2019, 09:15

Modified 30 марта, 17:04

Updated 30 марта, 17:04

Эксперты обсудили перспективу адекватной оценки результатов отечественного образования в рамках Московского международного салона образования

15 апреля 2019, 09:15

Чтобы оценивать образовательные результаты, требуется понимание задач общества в сфере образования, цели государства и ожидания участников образовательного процесса, которые должны найти отражения в будущей стратегии развития образования. При этом многие метрики для адекватной оценки находятся за пределами самой системы образования, рассказали участники деловой программы Московского международного салона образования.

По мнению кандидата педагогических наук, научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, качество образования оценивается внеобразовательными показателями: «Если в обществе и государстве механизмы способствуют успеху человека в жизни, тогда образование может считаться качественным. Если карьера, социальный успех, материальное благополучие подчинены другим законам, то сколько бы мы не вкладывали в образование, люди будут не мотивированы либо будут искать себе другое место в соответствии со своим уровнем образования. Например, мы видим, как в некоторых регионах, где в образование вкладываются, а сегменты экономики не развиваются, и образованным людям просто негде прикладывать свои силы, они уезжают».

В фокусе обсуждения оценки образовательных результатов оказалась и роль Федеральных государственных стандартов. Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов подчеркнул, что не стоит сводить оценку качества образования к предметной обученности: «Сегодня в свете дискуссии о новых проектах ФГОС много говорят о предметных достижениях, а также все чаще обсуждают необходимость учитывать так называемые „мягкие“ навыки — критическое мышление, креативность, коммуникативные компетентности, умение работать в команде. Но вопрос в том, создаем ли мы такие условия, чтобы у детей была и позитивная социализация? Чтобы они были воспитаны? Работает ли система и рейтинги на создание такой среды в школе? Школа не живет лишь одними ЕГЭ и олимпиадами».

Доктор педагогических наук, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин подчеркнул, в усложняющемся мире необходимы как мягкие навыки, так и предметные знания: «Задачи массового образования кардинально усложнились, поскольку усложнился мир. Но не стоит противопоставлять обсуждаемые всеми soft skills и hard skills. Для жизни необходимо и то, и другое, и также третье — воспитательная компонента».

Вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев также обратил внимание, что не стоит закрепощать систему, в том числе возвращая в новые стандарты измерение скорости чтения, которая, по утверждениям педагогов и физиологов, никак не связана со смысловым чтением и не влияет на гармоничное развитие навыков школьника. «Дело в том, что существуют параметры, которые достаточно легко измерять. Но нужно ли отвлекать педагогов бессмысленной для качества образования работой вместо того, чтобы дать возможности заниматься творческой преподавательской деятельностью?». Кроме того, для оценки образовательных результатов требуется создать стратегию развития образования и определить роль государства в проведении оценки: «К сожалению, сегодня нет стратегии развития образования ни как документа стратегического планирования, который по закону о стратегическом планировании должен присутствовать, ни как внутренне непротиворечивой, обсужденной обществом концепции. В таком случае как мерять то, что мы учим, когда нет понимания, зачем мы учим?», — подчеркнул Андрей Галиев.

Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко в свою очередь отметил, что проведение проверок и оценивание не должно приводить к наказанию школ, однако необходимо работать с сокращением регуляторной гильотины. В то же время полностью отказываться от систем контроля в образовании невозможно, поскольку «от государства ожидаются гарантии качества».

«В нашей стране огромный уровень образования и низкая производительность. Оказывается, и за нее мы отвечаем, поскольку производительность должна формироваться в школе. Поэтому простого решения нет с определением оценки. Есть множество систем оценки, вопрос в том, кто ими пользуется и для кого проводятся эти оценки. На мой взгляд, роль государства должна быть в сертификации таких новых инструментов и обеспечении прозрачности измерительных материалов», — подчеркнул Исак Фрумин.

Подпишитесь