Posted 20 апреля 2018, 14:21

Published 20 апреля 2018, 14:21

Modified 30 марта, 20:03

Updated 30 марта, 20:03

В подземку — по паспорту и без колясок?

20 апреля 2018, 14:21
Минтранс предлагает обязать пассажиров быть адекватными и вежливыми, а региональные парламенты готовы обсуждать продажу билетов в метро по паспорту.

Последние предложения депутатов и чиновников о работе метрополитена заставляют задуматься, все ли в нашей жизни поддается государственному регулированию, и есть ли предел, за который слугам народа заходить не позволено.

Вчера параллельно появились сразу две инициативы, которые касаются работы метрополитена. На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минтранс РФ опубликовал проект новых правил пользования подземкой, который уже вызвал волну возмущения в обществе. Документ запрещает перевозить детей в детских колясках не только во время движения по эскалатору (в московском метро такие правила ввели давно — из соображений безопасности), но и в вагонах, на станциях и в межстанционных переходах.

Тот же документ обязывает (а не рекомендует, как сейчас) пассажиров уступать места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам, снимать со спины или плеч «объемную ручную кладь», находясь в вагонах поезда.

Проект разрешает провозить в метро только складные велосипеды, и только в специальных чехлах. При этом размер чехла не должен превышать предельных размеров разрешенной к перевозке ручной клади. Действующие сейчас правила разрешают перевоз складных велосипедов, при этом про чехлы и размеры ничего не говорится.

Кроме того, согласно проекту, пассажирам запрещается находиться в вагонах, на эскалаторах, станциях и межстанционных переходах без одежды, «вмешиваться в работу устройств беспроводной передачи данных» и «пользоваться летательными аппаратами, включая модели летательных аппаратов».

Пока документ находится в стадии обсуждения. Если его примут, он заработает с 29 декабря 2018 года.

Вторая идея — продавать билеты в метро по паспорту — принадлежит депутатам городской думы Екатеринбурга. В Мосгордуме на вопросы СМИ отметили, что готовы рассмотреть такое предложение. Депутаты ссылаются на успешный опыт продажи по паспорту железнодорожных билетов.

В московском департаменте транспорта к моменту публикации статьи новые предложения о работе метрополитена не прокомментировали.

Эксперты, опрошенные «Росбалтом», надеются, что ни одна из этих мер в итоге не будет принята.

«Нужно понимать, что на железной дороге билеты по паспорту продают только на дальние перевозки. И пассажиров там на порядок меньше. Московский метрополитен перевозит до 10 миллионов человек в день. Проверить 10 млн паспортов в день — вы меня извините! У нас физически не могут настроить систему проверки багажа, и просвечивать на входе все сумки. А это, между прочим, занимает меньше времени, чем проверка паспорта. То есть, это абсолютно нежизнеспособная мера. А главное — что потом со всей этой информацией делать? Ну, знаем мы, что в метро в этот день проехали 10 млн москвичей и гостей столицы. Знаем их имена. И что? Как вычислить среди них потенциальных преступников?» — недоумевает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко.

Эксперт назвал идею абсолютно бестолковой. «Если уж строить государство тотальной слежки, то такое как, например, в Китае, где уже сейчас действует система распознавания лиц, камеры в метро могут каждого идентифицировать, и передают эти данные в единую базу. То есть, даже если представить, что мы сознательно вводим систему слежения везде и за всеми, продажей билетов в метро по паспорту мы никак этому не поможем. Не говорю уже о том, что вообще не очень хорошо такую систему вводить», — заметил Трофименко.

«Что касается предложений Минтранса, прописать людям, что они обязаны быть вежливыми, обязаны придерживаться норм морали в отношении стариков и женщин — какая-то дурь», — считает эксперт.

Даже в тоталитарных обществах эти вещи остаются неурегулированными и решаются на человеческом уровне. Понятно, что в московском метро могут быть какие-то проблемы с колясками в час пик. Но я думаю, что если какая-нибудь мамаша по неопытности попробует спуститься с коляской в метро в пиковое время, то и сама она больше так делать не будет. Потому что в первую очередь это неудобно для того, кто перевозит коляску, и только потом — для всех остальных».

Собеседник «Росбалта» подчеркнул, что обычно вопросы работы метрополитена регулируются городскими властями. Руководство подземки прописывает какие-то правила проезда и провоза грузов.

«Понятно, что Минтранс руководствуется какими-то соображениями безопасности, но мне кажется, что такие вещи не должны регулироваться в принципе, тем более, федеральным ведомством. Заставлять людей уступать место в метро — это вообще как? Казалось бы, здоровый мужик, но он себя плохо чувствует. Он обязан уступать место или не обязан? Это не те вещи, которые нужно регулировать на федеральном уровне», — уверен Трофименко.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, комментируя последние предложения о работе метрополитена, процитировал министра иностранных дел Сергея Лаврова.

«Как только рождается ребенок, люди покупают автомобиль, потому что знают, что без личного транспорта с ребенком никак. Люди, у которых на покупку авто нет денег, вынуждены спускаться в подземку. И запретить перевозить детей в колясках — чудовищная инициатива», — считает эксперт.

С одной стороны, Минтранс не запрещает проходить в метро с коляской. Просто на время нахождения в подземке в ней не должно быть ребенка. Но, по словам Шкуматова, у нас любые частичные запреты обычно интерпретируют как запреты вообще.

«Помните, как было с велосипедами, когда ввели какие-то странноватые инструкции, которые полностью провозить велосипеды не запрещали, но бабульки пускать в метро с велосипедами перестали. Эта система не подлежит тонкому регулированию», — подчеркнул он.

«Есть мнение, что в час пик детские коляски мешают основному потоку людей. Но предложения Минтранса — не выход», — заявил юрист Объединения многодетных семей Москвы Даниил Дугарский.

По его словам, если предложения ведомства будут приняты, не понятно, как без машины довезти ребенка до лечебного или образовательного учреждения? Как провозить двойню, если детей нужно будет взять из коляски на руки? Как ездить в метро многодетным, когда двое идут рядом с матерью, а на руках у нее — третий, которого можно было бы положить в коляску?

«В первую очередь предложение Минтранса ущемляет права детей», — подчеркнул собеседник «Росбалта». По его словам, если Минтранс печется о безопасности детей, нужно строить работу по-другому, делать отдельные вагоны для пассажиров с детскими колясками.

Анна Семенец

Подпишитесь