Posted 15 января 2018, 16:22

Published 15 января 2018, 16:22

Modified 30 марта, 21:01

Updated 30 марта, 21:01

Когда юмористы плачут

15 января 2018, 16:22
Столица простилась с Михаилом Державиным: после траурной церемонии в Театре Сатиры артиста похоронили на Новодевичьем кладбище.

Коллектив Московского академического театра сатиры в понедельник показал, как юмористы провожают своих в последний путь. Среди мелодий, звучавших рефреном во время гражданской панихиды по Михаилу Державину, выделялась музыка Александры Пахмутовой «До свиданья, наш ласковый Миша» — та самая, времен Олимпиады-80. И это была в своем роде гениальная находка — ничуть не смазывая траура, она действительно брала за душу.

Проститься с Державиным пришли истинные ценители. Людской ручей был умеренным, и зрительный зал заполнялся не спеша. Но состоял из неравнодушных. Артист прожил долгую и ровную жизнь, в которой беспокойный жанр сатиры и юмора сочетался с постоянством: 50 лет на сцене Театра сатиры. А были и более долгие сроки.

Как напомнил главный режиссер Театра сатиры Александр Ширвиндт, они с Державиным дружили 72 года. Значит, познакомились, когда Саше было 11 лет, а Мише — 9 (Ширвиндт старше Державина на два года, и ему 83, во что так трудно поверить, глядя на «молодежное» лицо Александра Анатольевича). Державин же «брал» не столько молодостью, сколько как раз «солидностью» своей фигуры — солидная очень хороша для юмориста, она «оттеняет юмор».

Выступление Ширвиндта было очень коротким, что также естественно для человека, провожающего по-настоящему близкого друга, когда нелепо произносить речи. Напомнив, что сейчас время погони за рекордами, включая самые вымученные, Ширвиндт предположил, что «72 года безоблачной чистой творческой дружбы, сотрудничества, помощи и любви достойны какой-то записи» в книгу рекордов. «Если сейчас где-то опомнятся и куда-то нас внесут, — заметил руководитель Театра Сатиры, обращаясь к покойном другу, — то я эту медаль получу и тебе принесу».

Были зачитаны соболезнования от президента Путина и премьер-министра Медведева. Как напомнил глава государства, Державин «обладал ярким талантом, обаянием, великолепным чувством юмора, был открытым светлым человеком, которого искренне любили люди и уважали коллеги». Глава правительства особо выделил, что покойный «в совершенстве владел искусством перевоплощения», а «все его герои завораживали, подкупали необыкновенным обаянием его личности».

О том, что Державин был действительно «ласковый Миша», говорили и многие из выступавших. «С добрым юмором человек, — подчеркнула ветеран сцены Вера Васильева. — Нам было с ним всегда добро, весело и очень по-родному. Теплый, солнечный. Звали его чаще всего — Мишенька. Никогда никому не приносил хоть малейшей неприятности».

Напомнив, что «театральный мир непростой», руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский отметил, что «не было ни одного человека, о котором Державин сказал бы плохо и которые бы сказал плохое о нем». «Открытость к людям и миру привлекала к нему миллионы», — подчеркнул Кибовский.

«Большим русским артистом, коренным, связанным с традициями еще Островского и Гоголя» назвал Державина экс-министр культуры, известный театровед и общественный деятель Михаил Швыдкой. «Он казался простоватым, наивным, но внутри его жила огромная культура многих поколений и актерских, и просто интеллигентским, — отметил Швыдкой. — Он выглядел как баловень судьбы».

Швыдкой знал Михаила Державина еще по театру имени Ленинского комсомола начала 1960-х годов, до его прихода в Театр Сатиры. «Он работал еще в доэфросовском „Ленкоме“, где я его и увидел. — рассказал он. — Играл стилягу, и песню, которую он пел, пела вся подростковая и студенческая Москва».

Как часто бывает при прощании с юмористами, не обошлось и без веселого, хотя в умеренной пропорции, не нарушившей церемонии. Актриса Наталья Селезнева, которую с Державиным объединяла, в частности, 13-летняя телевизионная эпопея «Кабачка 13 стульев», поведала эпизод из жизни.

В какой-то момент они вместе оказались в клинике Института питания, где оба желали похудеть. Впрочем, среди по-настоящему толстых и очень толстых людей два артиста выглядели, почти худыми, особенно Селезнева. Чем и не преминул воспользоваться Державин — любитель и мастер розыгрыша. «Мы же все пришли сюда худеть, она одна — полнеть», — заявил он диетологам и их пациентам. «Один раз уговорил официантку, и она привезла мне столик на колесах, полный еды», — рассказала Наталья Селезнева. Затем, посерьезнев, она выразила глубочайшую признательность вдове Державина, певице Роксане Бабаян, которая преданно ухаживала за ним. Юмористы, к сожалению, тоже болеют, и не только лишним весом.

«Всевышний жестоко расправляется с нашим поколением, — сказал актер Владимир Андреев. — Подряд уходят товарищи, с которыми мы начинали, дружили, любили, обижались друг на друга, но не предавали друг друга».

А более молодой артист Юрий Васильев заметил, что его поколению «выпало провожать тех, кто создавал славу этого театра». «Это можно сравнить с уходом родителей, — подчеркнул Васильев. — Эта мизансцена никак не вяжется с Михал Михалычем. Его вспоминаешь только с улыбкой».

После церемонии прощания Михаил Державин похоронен на Новодевичьем кладбище.

Леонид Смирнов

Подпишитесь