Posted 18 сентября 2017, 20:40

Published 18 сентября 2017, 20:40

Modified 30 марта, 22:06

Updated 30 марта, 22:06

«В «деле Улюкаева» сотрудники ФСБ поймали себя «в ловушку»

18 сентября 2017, 20:40
Под сомнение может быть поставлена законность возбуждения дела в отношении экс-министра.

Очередной день слушаний по «делу Улюкаева», по мнению источников «Росбалта», выявил новые серьезные погрешности при работе ФСБ: в частности, процедура возбуждения дела в отношении министра была проведена с нарушением УПК.

Восемнадцатого сентября на слушаниях выступил сотрудник ФСБ Алексей Калугин, участвовавший в задержании Улюкаева. Контрразведчик на многочисленные вопросы адвокатов о законности действий сотрудников ФСБ при операции в отношении министра заявил, что действовал как дознаватель. Именно в этом статусе он проводил осмотр места происшествия (служебной машины Улюкаева, чемоданчика с деньгами и т. д.). После окончания осмотра собранные материалы и самого Улюкаева доставили в СКР, где и возбудили дело. На вопрос защитников, насильно ли доставили министра в здание Следственного комитета, Калугин парировал: «Мы пригласили его, и он приехал туда даже на своей машине».

По мнению источника «Росбалта», знакомого с ситуацией, сотрудник ФСБ невольно поймал себя в ловушку. «Есть закон об оперативно-розыскной деятельности (ОРД), а есть УПК (Уголовно-процессуальный кодекс). Если бы сотрудники ФСБ (как оперативники) просто «поймали» Улюкаева с поличным, а затем передали материалы в СКР для возбуждения дела, то все было бы без нарушений, в рамках закона об ОРД. В данном же случае Калугин признает, что действовал как дознаватель, даже провел первичные следственные действия. А если он действовал как дознаватель, то это уже попадает под действия не закона об ОРД, а — УПК.

В соответствии с законом дознаватель не может передать материалы напрямую в СКР. Согласно статьям 145, 156, 148 УПК дознаватель обязан сам принять решение. Например, провести неотложные следственные действия, в том числе — осмотр места происшествия. Что и было сделано. А дальше, согласно УПК, дознаватель должен лично принять решение о возбуждении дела, а материалы передать исключительно в прокуратуру. Именно надзорное ведомство должно определить, кому потом направить эти материалы для дальнейшего расследования. А тут выходит, что был серьезно нарушен порядок, установленный УПК. Дознаватель, проведя первичные следственные действия и, не вынеся никого решения, сразу передал материалы в СКР — в обход прокуратуры».

По мнению собеседника агентства, из-за этого весьма шаткой оказывается ситуация с задержанием Улюкаева. «Дознаватель (в данном случае это — сотрудник ФСБ) имел все полномочия на месте возбудить дело и принять решение о задержании Улюкаева. Вместо этого министра непонятно в каком процессуальном статусе «добровольно-принудительно» везут в СКР. «Смешивать» закон об ОРД и УПК — частая «болезнь» сотрудников ФСБ. Но это является нарушением законодательства. Честно говоря, в данном случае надо было отработать более грамотно и четко. Теперь у стороны защиты появился отличный «козырь», — полагает собеседник агентства.

Напомним, ранее источник «Росбалта» обратил внимание на неубедительность «улики» в виде записи разговора Улюкаева и главы «Роснефти» Игоря Сечина, передававшего чемоданчик с $2 млн. Сечин не выполнил инструкции сотрудников ФСБ, полученные перед операцией по задержанию экс-главы Минэкономразвития, из-за этого на аудиозаписи разговоров в офисе нефтяного гиганта не присутствуют ключевые фразы, которые могли бы служить подтверждением того, что Улюкаев осознавал получение именно взятки, а не неизвестного подарка от уважаемого человека.

Также Сечин заявил, что в его беседе с Улюкаевым содержались сведения, составлявшие гостайну, поэтому их озвучивание в суде, по мнению главы «Роснефти», является «кретинизмом». Однако источник агентства обратил внимание на то, что следователи и представители прокуратуры не могли знать, какая информация, касающаяся «Роснефти», составляет государственную тайну. Именно Сечин должен был заявить на допросе о том, что он огласил Улюкаеву секретные сведения, поэтому на запись их беседы должен быть наложен гриф «секретно». Но этого сделано не было.

Герман Александров

Происшествия, новости преступного мира, громкие расследования и эксклюзивные подробности на криминальном канала в Telegram.

Подпишитесь