Posted 14 июня 2017, 14:45
Published 14 июня 2017, 14:45
Modified 30 марта, 23:00
Updated 30 марта, 23:00
Полчаса на машине до центра Москвы, 10 минут от работы до дома, 15 минут — от дома до МФЦ, школы или поликлиники: когда «новая Москва» поедет быстрее «старой», и как такое возможно, рассказал журналистам глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
В то время как создатели «Большого Парижа» за пять лет только Генплан утвердить успели, в «новой Москве» протянули четыре магистрали, возвели 8 млн «квадратов» жилья, две станции метро, пять крупных парков, создали 100 тыс. рабочих мест. В четырех населенных пунктах, где поликлиник вообще не было, по поручению мэра Москвы Сергея Собянина оперативно построили быстровозводимые. Открыли 10 школ, 30 детсадов. Причем, проблему градостроительной документации тоже решили. Последние несколько лет чиновники руководствовались территориальными схемами, в которых были подробно расписаны все инженерные коммуникации и социальные объекты. В марте мэрия утвердила Генплан и правила землепользования и застройки. В Гонконге и Шанхае на это ушло порядка 10 лет.
Во главу угла чиновники поставили мобильность. До центра Москвы на своей машине или на общественном транспорте жители присоединенных территорий должны добираться за 30 минут, от работы до дома, независимо от городского трафика, — за 10 минут, от дома до основных инфраструктурных объектов — 15 минут. Все это — реальность завтрашнего дня. Подобные скорости станут возможны, как только достроится вся инфраструктура, запланированная к 2035 году.
По словам Жидкина, основные дороги сегодня прокладываются в урбанизированной зоне до ЦКАДа. Причем, это не только радиальные магистрали, такие как Калужское шоссе, но и поперечные связи. Уже завершено и запущено 27 км дорог. Они соединяют между собой Боровское, Киевское, Калужское шоссе и Южное Бутово. Сейчас из любого населенного пункта до другого можно доехать, не выезжая на МКАД. Совсем скоро из Троицка можно будет добраться до Киевского шоссе, а дальше по эстакаде через Курское направление железной дороги выехать на Минское шоссе.
Проехать из одного пункта в другой по территории «новой Москвы» можно будет не только на личном авто. Как только движение по новым дорогам открывается, там сразу появляются и новые маршруты общественного транспорта.
«Сейчас в „новой Москве“ одновременно строится 63 км дорог. В ближайшее время мы начнем строить еще 108 км, и уже к 2020 году сдадим 200 км», — заметил глава ведомства.
К 2035 году на присоединенных территориях должен сформироваться прочный транспортный каркас. Здесь реконструируют 450 км старых дорог и построят 700 км новых, протянут 175 км трамвайных линий и 65 км линий метрополитена.
Всего к 2035 году в «новой Москве» обещают открыть 29 станций подземки, включая те две, которые уже работают. Таким образом, городу придется в год вводить по две станции. По словам Жидкина, это возможно. «Только на линии от „Саларьево“ до „Столбово“ пять станций. Все пять введут к 2019 году», — заметил чиновник.
Таким образом, к 2035 году метро придет в Коммунарку (конечная станция «Столбовая»). Также в планах города линия от Бутова в сторону Рязановского поселения. Обсуждается вопрос прокладки метро до Внукова.
Раньше столичные власти планировали тянуть метро в Троицк, но передумали. Сейчас в Генплане обозначена трамвайная линия от Троицка до Прокшино, и уже там пассажиры смогут пересесть на метро.
«Строительство трамвайных путей значительно дешевле. К тому же, у нас есть свободные территории для наземного рельсового транспорта», — пояснил чиновник.
Метро от «Новаторов» до «Столбово» пока проектируется. С готовым проектом проще будет привлекать инвесторов, объяснил Жидкин. То есть, строить эту линию за счет города пока не планируется.
Вместе с дорогами к 2035 году в ТиНАО обещают построить 125 объектов здравоохранения, 320 детсадов, 170 школ, 700 спортивных объектов, 86 крупных парков, под которые в Генплане предусмотрено 12 тыс. га.
На сегодняшний день, по словам Жидкина, в новые территории вложено 750 млрд рублей. Сюда входит и недвижимость, и дороги, и инженерные сети. Причем, только 150 млрд рублей из этих денег — это средства города. «То есть, инвесторы вложили в развитие „новой Москвы“ в четыре раза больше денег, чем город», — заметил чиновник.
К 2035 году соотношение городских и частных инвестиций будет составлять уже 1/6. Так, из 7,5 трлн рублей, которые планируется вложить в «новую Москву», только 1 трлн рублей выделит город и госкорпорации вроде Росавтодора и МОЭСК. Остальные деньги дадут инвесторы. Причем, иностранных среди них всего трое.
Уже сегодня на работу в «старую Москву» ездит только 37% жителей «новой». Остальные 63% находят работу рядом с домом. В основном, на стройке или в торговле. По словам Жидкина, чуть больше 40% новых рабочих мест создано именно в торговле, поскольку магазины, как правило, первыми появляются после заселения новых домов, и только потом открываются офисы, производства. Еще примерно 20% рабочих мест приходится на стройкомплекс. Довольно невысокий, по оценкам Жидкина, процент занятых в производстве, финансовой сфере, в сфере IT. «Со временем доля занятых в торговле должна снижаться. Наша задача — выходить на баланс. Нужно создать продуманный сбалансированный спектр мест приложений труда, чтобы были представлены все виды деятельности», — добавил он.
Этот вопрос чиновники предусмотрели при составлении правил землепользования и застройки, где прописали, что коммерческих объектов должно строится больше, чем жилья. Теперь девелоперы вместе с городом думают, какие рабочие места создавать для новоселов. Некоторые всерьез обсуждают строительство заводов.
За пять лет с момента присоединения новых территорий к Москве там было создано 100 тыс. новых рабочих мест. К 2035 году планируется довести их число до 1 млн. Именно рабочие места генерируют основной объем налоговых поступлений в бюджет. «Если сегодня мы получаем около 30 млрд рублей налогов, то к 2035 году эта цифра увеличится до 300 млрд рублей в год — в действительных ценах. Понятно, что с учетом инфляции цифра будет выше», — заметил глава ведомства.
По площади «новая Москва» в полтора раза больше исторической. Почти 40 тыс. га свободных земель, и всего 320 тыс. жителей, из которых 230 тыс. были зарегистрированы здесь на момент присоединения территорий к Москве. Есть где развернуться.
При этом, «старой» «новая Москва» может никогда и не стать. «Возможно, это название так и останется за ТиНАО для „адресного“ удобства. Само время определит, как долго оно сохранится. Пока никого это не раздражает, и всем понятно, где это находится», — заключил глава ведомства.
Анна Семенец