Posted 25 декабря 2016, 14:08

Published 25 декабря 2016, 14:08

Modified 31 марта, 00:45

Updated 31 марта, 00:45

«Еще трудно понять масштаб трагедии»

25 декабря 2016, 14:08
О чем говорят люди, которые несут цветы к зданию ансамбля имени Александрова, большая часть артистов которого погибла в авиакатастрофе.

С самого утра в воскресенье люди начали приносить цветы, свечи и детские рисунки к зданию Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, которое находится в Земледельческом переулке.

В ночь на 25 декабря самолет Ту-154, принадлежащий министерству обороны России, упал в Черное море в районе Сочи. В результате катастрофы погибли 92 человека. Этим рейсом с подмосковного аэродрома «Чкаловский» в Сирию летел ансамбль имени Александрова во главе с его художественным руководителем Валерием Халиловым.

Также на борту находилась директор благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза), глава департамента культуры Минобороны Антон Губанков и три съемочных группы - Первого канала, НТВ и «Звезды».

«Еще трудно понять масштаб произошедшей трагедии. Беспрецедентный случай, такого не было у нас. Конечно, это большая потеря. Уход одного артиста это уже трагедия. А когда уходит целый коллектив, целое созвездие артистов...», - сказал журналистам глава Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский.

«Это огромный ежедневный титанический труд. Чтобы иметь такую великолепную команду, сочетающую в себе и вокалистов, и танцовщиков, и руководителей дирижерского, хореографического направления. Нет тех в нашем культурном пространстве, кто не пересекался с ансамблем Александрова. Это уникальный коллектив, это наша гордость, визитная карточка нашей страны», - отметил он.

По словам Кибовского, артисты ансамбля имени Александрова – «это люди, которые выбрали себе непростую судьбу». «Они погибли на боевом посту. Каждый из них мог сделать себе успешную карьеру в московских театрах, концертных организациях, но люди выбрали эту дорогу. Они выбрали те традиции, которые были заложены еще в годы Великой Отечественной войны. Это люди в погонах. Сегодня они выступают на лучших площадках мира, планеты, завтра — приказ, и они выступают на броне, в поле, без качественного звукового оборудования, перед бойцами или спасателями, которым предстоит выполнять боевую задачу», - добавил он.

«Язык искусства универсален, он не требует перевода. Поэтому в любой точке мира у ансамбля Александрова всегда были аншлаги, и, может быть, это было даже более весомо для популяризации нашей страны, чем наши какие-то политические или военные действия», - сказал глава столичного департамента культуры. Также он сообщил, что все общественные мероприятия в Москве в понедельник будут начинаться с минуты молчания.

«Невосполнимой потерей» назвал гибель людей в авиакатастрофе поэт-песенник Илья Резник. «Не только мы переживаем эту трагедию. Я думаю, вся страна переживает. 64 участника легендарного ансамбля покинули этот мир. Легендарный ансамбль, с которым я сотрудничаю. С Халиловым у нас была замечательная песня «Армия и флот»: «Два верных союзника России — армия и флот...» Сейчас мы работали над циклом песен о солдате», - рассказал он.

«Была идея совместного огромного концерта ансамбля Александрова и ансамбля внутренних войск МВД, потому что с приходом Валерия Михайловича Халилова тяжбы и вражда между этими коллективами закончились. Начался период тесной дружбы. К сожалению, мы потеряли эту возможность. Что сказать, когда потеряны такие замечательные люди... Светлые, добрые, бескорыстные», - добавил Резник.

Отдать дань памяти погибшим коллегам пришел также художественный руководитель и главный дирижер ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД России Виктор Елисеев.

«Погибли артисты, погиб мой друг Валерий Михайлович Халилов, блестящий музыкант, недавно перешедший в этот коллектив. Он очень большие планы имел на будущее, хотел дальше сделать много важного для коллектива, для развития военной профессиональной музыки. Я дружил с ним в течении пятнадцати лет, мы ходили в гости друг к другу, мы общались семьями. Для меня это огромная трагедия, я даже сейчас не могу объяснить, не могу понять, что его нет», - сказал он.

По словам Елисеева, «главной ударной силой» ансамбля имени Александрова всегда был хор, среди участников которого больше всего жертв: «Это ужасно. Очень тяжело. Огромная утрата - потеря всего хора. Сколько есть песен, которые заставляли людей вставать с колен, идти вперед и побеждать. Это все ансамбль Александрова. Большая беда. Наш старший брат, с которым произошло такое несчастье».

«Я знаю, что там и в балете погибли почти все девочки, которые летели в Сирию. В таком возрасте лишаться жизни, не увидеть чего-то хорошего в будущем... А ведь они наверняка строили большие планы в отношении себя и будущего своих детей. Но ничего этого не случится. Что я могу сказать? Тяжесть на сердце, на душе», - добавил Елисеев.

Вот, что еще говорили журналистам москвичи, которые приносили цветы к зданию ансамбля имени Александрова:

- Елена Смирнова, учитель:

«У меня знакомая поет в этом ансамбле. Их восемь девушек – вокалисток. Она, слава богу, в Москве, жива. Играет Снегурочку на елке в мэрии. Как только услышали о трагедии, позвонили родным – нас успокоили. Но мы все равно не можем прийти в себя.

Моя знакомая уже ездила в Сирию когда была первая командировка ансамбля. А сейчас ее оставили для новогодних елок. Когда говорили, что не поехали три певца, я сразу подумала о нашей Ксюше. Снегурочка... Ей очень нравится. Она всегда восхищалась коллективом. Говорила, что все как родные. Ничего плохого никогда не говорила. Закончила ГИТИС и попала в этот ансамбль. Очень была счастлива. Никто не думал... Если бы это произошло в Сирии, как с нашими медсестрами, тогда какие-то мысли... А у нас, на нашей территории... Страшная трагедия.

Сейчас были на балете «Снежная королева» в театре «Гжель». В конце спектакля объявили минуту молчания. Дрожащим голосом было сказано, что артисты соболезнуют и очень много знакомых среди артистов в этом ансамбле. Мы восприняли это горе как близкие люди, хотя никого из них мы не знали. Они столько отдали нашей культуре, низкий им поклон. То, что они такой долг хотели исполнить в Сирии, и это не получилось, конечно, ужасно... Мы будем их помнить».

- Лариса, вокалист, дирижер хора Храма митрополита Филиппа:

«Валерия Халилова я знала лично, была с ним была знакома. Конечно, для всего певческого, музыкального мира, это катастрофа, потому что практически весь цвет ансамбля Александрова просто уничтожен.

Молодые ребята, голоса шикарные, просто не укладывается в голове, как это могло случиться. Самолет министерства обороны – кажется, там все должно быть идеально. Почему так? Просто удивительно. Ехать с такой миссией – поздравить наших офицеров в Сирии, которые борются с террористами, – и погибнуть...

Наверное, Господь знает, когда кому что уготовлено. Они уже мученики, за них будем молиться. Никто не знает еще, что с самолетом случилось, как они погибли, и что было в их последние секунды, потому что нашли очень немного тел. Где они сейчас? Что с ними? Это мученическая кончина. Замечательные люди. Не могла не прийти сюда».

- Михаил Родионов, артист хора ансамбля имени Александрова в 1987-1993 годах:

«Бывших александровцев не бывает. Если кто-то когда-то просто из армии приходил или, как я, семь с лишним лет проработал, это всегда семья. Есть такая песня у Высоцкого, когда письмо солдату отдавали перед боем. Вот даже перед концертами, в командировках, письма (сейчас электронные, а раньше, в 1980-е, 90-е, были бумажные) нам письма раздавали. Это такая традиция, с войны пошла. Всегда все знали, что служим Отечеству, а не просто песни поем.

Уникальность ансамбля - историческая. Создавали его в 1928 году. Это было время, когда массово закрывались церкви. Хор ансамбля создавался с участием лучших певцов московских храмов. Он пронес эту русскую православную манеру – не то, что взялся из ниоткуда. Вот эта дикция, ясность слов.

Если вспомнить песню, где слышны слова хора, то она одна такая – «Священная война». Исполняет ее ансамбль Александрова. Вспомните хоть одну песню хора, где вы слышите все слова. Нет, это мог быть только александровский хор. Когда на гастролях наступало 22 июня, всегда второе отделение открывалось словами «Вставай, страна огромная», без объявления. Когда ты сам стоишь и исполняешь это произведение, то 20 миллионов погибших на войне как будто у тебя за спиной. Это не придумано, я со многими разговаривал.

Работая в хоре Большого театра, я встречаю солиста, который работал в александровском хоре после меня, и мы с ним просто как родные. Жуткая трагедия, но ансамбль будет все равно выступать- я вас уверяю, что уже в ближайшие праздники. Существовать ансамбль Александрова будет, иного быть не может.

Денис Гольдман, фото автора

Подпишитесь