Posted 28 ноября 2016, 18:19
Published 28 ноября 2016, 18:19
Modified 31 марта, 01:04
Updated 31 марта, 01:04
Видновский суд Подмосковья вынес приговор в отношении сейчас уже бывшего начальника следственного отдела СК РФ подмосковного города Чехова Андрея Сурайкина.
Как сообщили «Росбалту» в Мособлсуде, Андрей Сурайкин был признан виновным по статьям УК РФ 159 (мошенничество) и 228 (незаконное хранение наркотиков). Путем частичного сложения ему назначено наказание в виде семи лет лишения свободы в колонии общего режима и штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Приговор можно назвать прецедентным, поскольку им было зафиксировано не только то, что начальник следствия брал деньги, но и то, что он частенько находился на рабочем месте «под кайфом». Изначально материалы в отношении Сурайкина были переданы на рассмотрение в Чеховский городской суд, но тут возник казус.
Свидетелем по данному делу проходит председатель горсуда Андрей Юрченко. Выяснилось, что договорившись о получении денег с представителями местного чиновника Виталия Шиловского, Сурайкин сразу же позвонил Юрченко и попросил того в случае задержания Шиловского «арестовать его на побольше»: мол, если чиновник окажется за решеткой, то с него можно будет «состричь» еще денег. Юрченко ничего вразумительного собеседнику не ответил. Однако в этот момент телефонные переговоры Сурайкина уже фиксировались сотрудниками ФСБ. Председатель горсуда был допрошен в качестве свидетеля. Естественно, что судьи чеховского суда не могли рассматривать дело, где фигурирует их руководитель, они перенаправили его «по подведомственности» — в Мособлсуд. А тот для объективности направил материалы в суд города Видное.
Там рассмотрение особо много времени не заняло. Наиболее интересным на слушании было выступление самого Сурайкина, когда он огласил свою версию событий. Согласно ей, он стал жертвой провокации. Хранение наркотиков Сурайкин не сильно отрицал, но заявил, что кто-то принес в кабинет порошок, а он решил его попробовать и оказался в неадекватном состоянии. Ранее с ним никогда такого не было. В момент, когда следователь находился в состоянии сильного наркотического опьянения, в его кабинет якобы проник адвокат Шиловского и подбросил взятку. Служители Фемиды сочли такую версию не очень убедительной и признали Сурайкина виновным.
Виталий Шиловский занимал должность начальника управления муниципальным имуществом администрации Чеховского района. Потом на него было возбуждено дело. По версии следствия, в 2012 году Шиловский организовал с нарушениями продажу здания бывшей школы N3 города Чехова. В отношении чиновника было начато расследование по статьям УК РФ 285 (злоупотреблении полномочиями) и 292 (служебный подлог). Поскольку Шиловский не реагировал на повестки следователя, его объявили в розыск. Одновременно ему добавили обвинения в мошенничестве (статья 159 УК РФ).
Как полагают в правоохранительных органах, Андрей Сурайкин за крупную сумму обязался снять с Шиловского большинство серьезных обвинений, оставив статьи «помягче», которые грозили чиновнику только условным сроком. Двадцать восьмого августа 2015 года при получении части денег (1,9 млн рублей) Сурайкин был задержан сотрудниками ФСБ в своем рабочем кабинете. Экспертиза показала, что в момент задержания следователь находился «под кайфом».
В его рабочем кабинете была обнаружена смесь кокаина с амфетамином. Более того, оперативники выяснили, что Сурайкин систематически принимал наркотики прямо в комнате отдыха, примыкающей к его кабинету. Причем некоторым подчиненным даже нравилось, когда шеф пребывал в «расслабленном состоянии», поскольку тогда он был сговорчивый и мог подписать любую нужную бумагу.
Задержание Сурайкина вызвало большой переполох в СК РФ, поскольку он являлся зятем замначальника Главного следственного управления Следственного комитета Павла Барковского. «В тот момент Барковский как раз должен был пойти на повышение и возглавить ГСУ, — высказал мнение источник „Росбалта“, знакомый с ситуацией. — Но история с зятем поставила крест и на повышении, и вообще на карьере Барковского в СК. Вряд ли это была случайность.
Стоит отметить, что Барковский, мягко говоря, недолюбливал Андрея. Про наркотики он, конечно, не знал, но у Сарайкина хватало других „закидонов“. То он увлекался, какими-то восточными учениями, то стал ярым поклонником варианта сыроедения, исключающего употребления мяса. Он не только буквально заставлял всех окружающих не есть мяса, но пытался ставить подобные опыты на своей собаке. Несколько лет назад Барковский вовсе перестал с ним общаться».
Однако в сентябре 2015 года состоялась плановая отставка начальника главного следственного управления СК Александр Щукина и внеплановая — его заместителя Павла Барковского.
Юрий Вершов