Posted 26 августа 2016, 08:30
Published 26 августа 2016, 08:30
Modified 31 марта, 02:07
Updated 31 марта, 02:07
В Никулинский суд Москвы поступили материалы уголовного дела в отношении бывшего совладельца банков «Пушкино» и «Кедр» Александра Кабанова, экс-сотрудника ГУУР МВД Сергея Абросенко и экс-сотрудников МУР Станислава Максимова и Дмитрия Алферова. Все они стали героями криминальной эпопеи.
Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, начало этой истории относится еще к середине 2000-х годов, когда Александр Кабанов и Дмитрий Ходанович познакомились в одном из элитных подмосковных фитнес-центров. Первый был председателем совета директоров банка «Пушкино» и совладельцем банка «Кедр». Второй — успешным бизнесменом, сколотившим немалое состояние. Попутно Ходанович профессионально занимался различными видами единоборств и участвовал в официальных соревнованиях.
Два VIP-клиента фитнес-клуба начали дружить семьями, часто бывали друг у друга в гостях, вместе выезжали на отдых в Европу. Так продолжалось несколько лет, пока как-то Ходанович не обратился к Кабанову за помощью. Он хотел отправить своих детей на учебу за границу, однако для оплаты расходов необходимо было открыть счета в каком-нибудь европейском банке. Ходанович не знал, как это сделать. Кабанов сказал, что сам лично не может помочь в решении данного вопроса, но у него есть близкий друг, который давно живет в Европе и тесно сотрудничает со многими местными банками. Так Ходановичу был представлен адвокат Александр Панеш. Бизнесмен воспринял его как крайне влиятельного человека. Если бы он знал реальную биографию Панеша, то был бы с ним поосторожнее.
«Панеш это Остап Бендер нашего времени, — высказал мнение собеседник „Росбалта“. — Он в своей жизни как минимум три раза „с нуля“ начинал различные криминальные виды деятельности, зарабатывал миллионы. А потом следовали неприятности с правоохранительными органами разных стран и полное разорение. Но он с завидным упорством брался за что-то новое и опять превращался в богача. То Панеш участвовал в контрабанде часов элитных марок, то перерождался в „решальщика“ со связями во властных структурах, потом стал человеком со связями в европейских банках, способный организовать вывод средств из России».
Так, в свое время он попался на организации контрабандного канала в Голландии, где получил 2-летний срок. Выйдя на свободу, Панеш сумел стать членом совета директоров столичного Маркетингбанка. В 2005 году получил должность главы Боровского района Калужской области, в котором совладельцы банка владели участками земли. Однако уже на следующий год ГУ МВД РФ по ЦФО возбудило уголовное дело о контрабанде товаров народного потребления в Россию, главным фигурантом которого стал Панеш. Он скрылся от следствия в Европе. Однако потом ему удалось решить эту проблему и даже обзавестись в России адвокатской «корочкой».
Ходанович ничего о подобных приключениях Панеша не знал. Вскоре после знакомства он пригласил уважаемого человека погостить в арендуемую виллу во французском курортном местечке Шамони. Там Панеш сообщил, что поможет Ходановичу открыть счет в банке «Кредит Агриколь», поскольку имеет в нем немало знакомых. Между делом обмолвился, что ему понадобится 20 тыс. евро, чтобы «сдобрить» сотрудников службы безопасности банка. И тут же получил указанную сумму.
Как позже выяснилось, «обрабатывая» клиентов, Панеш сочинял целые сценарии спектаклей с участием российских и зарубежных «актеров». Произошло это и с Ходановичем. Позже в Москве появились русская девушка и француз по имени Ги, которых Панеш представил как сотрудников «Кредит Агриколь», которые будут заниматься счетами Ходановича. А вскоре адвокат пригласил миллионера с семьей погостить в его коттедже, расположенном неподалеку от Канн. Ходанович, впечатленный увиденным имением, которое располагалось на территории «закрытого» «Ройал Гольфклуб», попросил Панеша помочь купить и ему там дом. Адвокат сказал, что сделать это сложно, в клубе всего 26 домов. Но как раз один из них продает его знакомый голландец по имени Ханс. А вскоре появился и названный владелец коттеджа. Ханс запросил за дом 3,6 млн евро, потом согласился снизить цену до 3,2 млн евро.
Перед Ходановичем встал вопрос, как перевести всю эту сумму в Европу, известную очень строгим финансовым законодательством. И тут на выручку пришел Панеш. Он сообщил, что придумал просто гениальный план. Ему для одного проекта нужны деньги, поэтому он готов продать собственную виллу, которая больше коттеджа Ханса в два раза и стоит 6 млн евро. В результате Ходанович расплатится за виллу Панеша в России, потом продаст ее кому-нибудь во Франции, официально получит в этой стране 6 млн евро, из которых 3,2 млн евро перечислит Хансу, а остальные деньги оставит на своем счете в «Кредит Агриколь». Стороны ударили по рукам. Панеш предупредил, что вилла записана на его люксембургскую фирму «Альбагама», а сделка будет оформлена, как покупка Ходановичем данной фирмы.
Когда встал вопрос о выплате денег, Панеш попросил делать это наличными, за это готов был снизить цену на 500 тыс. евро. В р 2013 году траншами по 300-600 тыс. евро в России и Европе Ходанович передал Панешу 5 млн евро.
В апреле 2014 года настала пора переоформления виллы, для чего Ходанович был приглашен в Люксембург. Там он, ничего не подозревая, стал участником очередного спектакля. Его привели в некую контору, названную Панешом нотариальной. Там адвокат попросил перед сделкой оказать маленькую услугу. Он завил, что хочет сохранить за собой полюбившееся словосочетание «Альбагама», поэтому Ходановичу надо придумать для фирмы новое. Ее тут же переименуют, и он купит фирму уже с других названием. Миллионер выбрал «ХДА» — свои инициалы. Вскоре ему на подпись передали документ на иностранном языке (его Ходанович не знал), в котором фигурировало название «ХДА».
В июле 2014 года миллионер прибыл в новые владения, получил ключи от Панеша. И тут прозвучал первый неприятный «звонок». Адвокат попросил не говорить соседям, что вилла сменила хозяев: мол, они могут быть недовольны появлением нового человека в закрытом поселке. Чтобы все прошло без проблем, сначала придется оформить членство Ходановича в гольф-клубе, а на это нужно время.
Потом таких «звоночков» стало больше. Ходанович, наконец, обратился к профессиональному юристу. Однако тот, как ни старался, не мог получить от управляющего «Альбагама» документы на виллу. Тем временем Панеш попросил в счет тех 500 тыс. евро, что Дмитрий остался должен за недвижимость, передать ему 100 тыс.евро. Ходанович потребовал сначала отдать нужные документы, чем разозлил своего собеседника. После этого разговора управляющий фирмы стал отказывать в передаче документов — под предлогом того, что Панеш не получил за нее всей суммы.
Ходанович вновь связался с адвокатом, однако тот был крайне невежлив. Он заявил, что из-за невыплаченных 100 тыс. евро у него сорвалась сделка на 1 млн евро, поэтому отныне вилла стоит не 5,5, а 6,5 млн евро.
Для разрешения ситуации 10 сентября 2014 года была созвана встреча в Москве, на которую в качестве третейского судьи пригласили Александра Кабанова. Панеш был неумолим — новая цена виллы 6,5 млн евро. Никаких других вариантов он слушать не хотел. Кабанов решил «помочь» другу. Он заявил, что сам разберется с Панешом, но про сделку с виллой по прежней цене стоит забыть. Взамен он может предложить пансионат «Мацеста» в Сочи, который стоит 5-6 млн евро. Помимо уплаченных Панешу денег, Кабанов попросил у Ходановича еще списать его личный долг в $350 тыс. и вернуть соответствующую расписку. И на этот раз Ходанович согласился. Правда, наученный горьким опытом, попросил юристов изучить документы на пансионат. Те пришли к неутешительному выводу: «Мацеста» находится в эпицентре судебных разбирательств, поскольку ее прежние владельцы уверяют, что новые получили объект при помощи рейдерского захвата.
Кабанов на это возразил, что без проблем пансионат бы стоил гораздо больше. Тут уже Ходанович понял, что его откровенно «кинули» на 5 млн евро. Взамен этой суммы он получил только некую бумажку о том, что владеет фирмой «ХДА». В результате миллионер решил обратиться за помощью к своему знакомому по соревнованиям по восточным единоборствам Михаилу Ледневу. Стоит отметить, что этот человек был в 1990-е годы известен оперативникам как авторитетный бизнесмен из района Солнцево, которого приятели звали Миша Леденец.
Леднев провел встречу с Кабановым, но никаких результатов это не дало. Более того, после нее Кабанов стал звонить Ходановичу и произносить следующие фразы: «Это твои деньги или района? (имеется в виду район Солнцево — „Росбалт“)», «Моей семье угрожают», «Что тебе от меня нужно?». Поняв, что затевается нечто нехорошее, Дмитрий подготовил заявление в правоохранительные органы об имевшем месте факте мошенничества.
Однако как только его принесли в ОМВД по Дорогомилово, там сообщили, что у них уже есть дело, причем Ходанович в нем является главным фигурантом. На Кабанова было совершено разбойное нападение, во время которого его избили и отобрали платиновые часы Urwerk стоимостью 5 млн рублей. Банкир заявил, что считает организатором нападения Ходановича. Последний предпочел уехать за границу и, как оказалось, сделал это не зря. Вскоре в его квартиру пришли сотрудники ГУУР и МУР, которые во время обыска при понятых изъяли часы Urwerk. Одновременно за нападение на Кабанова был задержан бывший военный Давид Романов. Он владел автомобилем Infiniti, а схожая машина была замечена неподалеку от места избиения банкира. Романова опознал и Кабанов.
В таком виде дело поступило в ГСУ СК РФ по Москве, сотрудникам которого вместе с представителями ФСБ стоило немалых усилий разобраться в том, что же произошло на самом деле. Серьезную помощь в этом сыграло то, что Ходанович оснастил все комнаты квартиры скрытыми камерами. Одна из них запечатлела, как незадолго до официального обыска в помещение ворвались (якобы для задержания Ходановича) бойцы СОБР и оперативники. Спецназ быстро ушел, а один из полицейских (позже в нем будет опознан Дмитрий Алферов) задержался. Он вынул что-то из кармана и положил в белый пакет, стоявший на комоде. В ходе обыска при понятых из этого пакета и будут извлечены часы Urwerk. Стало понятно, что что-то в этой истории с разбойным нападением на Кабанова «не чисто».
Постепенно вырисовалась вся картина произошедшего, которую потом на допросах подтвердили Кабанов, Максимов и Абросенко.
Ходанович невольно стал актером в спектакле, сценарий которого от начала до конца написал Панеш. Другими его актерами являлись Кабанов, заграничные знакомые адвокаты и т. д. Цель всего происходящего была в том, чтобы любыми способами «развести» Ходановича на крупную сумму денег. Когда в ситуацию вмешался Леднев, а Ходанович стал говорить об обращении в правоохранительные органы, Панеш решил сыграть на опережение. Он больше десяти лет дружил с опером Абросенко, который на момент событий являлся сотрудником ГУУР, разрабатывавшим лидеров преступной среды. Под эту категорию, по мнению участников событий, попадал и Леднев. Панеш взял у Кабанова часы, предупредил того, что его немного поколотят. Потом его проинструктировали, что на опознание приведут некоего человека, в котором он должен опознать нападавшего.
Часы Панеш передал Абросенко, а тот их вручил операм МУРа Максимову и Алферову, которых подключили к «спектаклю». За свои услуги полицейские запросили у Панеша $500 тыс. В счет этой суммы он переписал на отца Абросенко объект недвижимости в Москве.
Разобравшись во всем, сотрудники ГСУ СК РФ по Москве выпустили на свободу Давида Романова, который, кстати, никак не мог быть участником нападения. Во время службы, а в Афганистане он получил минно-взрывное ранение обеих ног и с трудом передвигается. А под стражу были взяты Максимов, Алферов, Абросенко и Кабанов. Панеш к тому времени успел скрыться из страны и сейчас находится в международном розыске. Поскольку Абросенко и Максимов заключили досудебные соглашения, их дела рассматриваются в Никулинском суде отдельно.
Александр Шварев