Posted 13 августа 2016, 07:54

Published 13 августа 2016, 07:54

Modified 31 марта, 02:18

Updated 31 марта, 02:18

Мигранты — современный рабочий класс

13 августа 2016, 07:54
«Конечно, они, может быть, не слишком приятны на вид, многие не каждый день моют голову, но они вкалывают».

Эксперты рассказали «Росбалту» о том, как изменилась трудовая миграция с докризисных времен.

Страшилки о том, что падение рубля отвернет мигрантов от России, не подтвердились. «Не было никакого массового оттока. Подавляющее большинство сообщений о том, что мигранты стали покидать Россию, относились к периодам поздней осени 2014 и 2015 годов. Но это нормальное явление: сезонные рабочие уезжают на родину осенью, чтобы вернуться весной», — заметил доктор социологических наук, заведующий сектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН Владимир Мукомель.

Однако о ситуации в сфере трудовой миграции за последние полгода судить довольно сложно, заметил эксперт. По его словам, это связано с тем, что ФМС подверглась реорганизации (вошла в структуру МВД), возникли проблемы со статистикой. «Говорить о каких-то кардинальных изменениях нужно с осторожностью. Хотя в прошлом году спад действительно произошел. По отдельным направлениям он был весьма ощутим. Это, конечно, выходцы из Средней Азии: Узбекистан, Таджикистан. С Киргизией ситуация немножко сложнее: она присоединилась к ЕАЭС, и теперь мигранты из страны не нуждаются в разрешительных документах для работы в России, их сложнее учесть», — заметил собеседник «Росбалта».

Лидер профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов обратил внимание на тот факт, что для 1,8 млн человек закрыт въезд на территорию России. «Как эти цифры распределились по странам, мы тоже не знаем», — заметил он.

В целом, по словам Мукомеля, Россия недосчиталась порядка 15-20% трудовых мигрантов. Такие же цифры приводит директор миграционных программ международной некоммерческой организации TONG JAHONI Валентина Чупик.

Но если мигрантов из Средней Азии стало меньше, то численность мигрантов с Украины увеличилась, включая тех, кто работает легально. «Перед острой фазой украинского конфликта в России постоянно присутствовало 1,6 млн граждан Украины. Летом 2014 года их численность резко возросла, и уже к концу года увеличилась почти на 900 тыс. человек. С тех пор она особенно не меняется», — заметил Мукомель. При этом он добавил, что многие из тех, кто раньше работал в России «вахтой», попытались воспользоваться ситуацией и получить разрешение на временное проживание, вид на жительство.

«Конечно, по сравнению с докризисным периодом, число трудовых мигрантов из стран СНГ немного снизилось, но пока мы для них все же более привлекательны, чем-то, что ждет их дома», — отметила в свою очередь ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская.

Расстановка сил внутри нашей страны тоже сильно изменилась, считает она. «Ожидания того, что в кризис россияне поедут вместо иностранцев за любой работой, пока не подтверждаются», — резюмировала эксперт.

По словам Чупик, существенно сократилась сфера строительства. «Но это не значит, что люди, занятые в этой отрасли, перестали к нам ехать. Они приехали, просто не нашли свою работу. Часть из них уезжает, другая остается и пытается приспособиться. Устраиваются на склады, идут в дворники. Но здесь, конечно, не их условия: они привыкли к более квалифицированному и более оплачиваемому труду», — заметила собеседница «Росбалта».

В кризис зарплаты мигрантов упали на 40% — в строительстве, 20-25% — в сфере услуг.

Как отмечает эксперт, во многом именно за счет строителей происходит сокращение миграции, в то время как сфера обслуживания потребляет трудовых мигрантов столько же, если не больше, чем было до кризиса. «Россияне тоже живут в кризис, на эти цены. Они больше не согласны на такие условия труда, и работодатели вынуждены нанимать мигрантов, но стараются сделать это нелегально», — рассказала Чупик.

Она обратила внимание на то, что в целом количество нелегально нанятых мигрантов сегодня примерно то же самое, что и до кризиса. Однако доля нелегалов в общей картине миграции сейчас возросла. «В основном этим грешит сфера услуг: кафе, рестораны, гостиницы. Очень много приходит жалоб из гостиниц от ребят, которых наняли, но не оформляют, или оформляют на неизвестно какие адреса, а потом выясняется, что их миграционный учет липовый и их депортируют, хотя это вина работодателя. Это он должен был поставить людей на миграционный учет на свой адрес, а поставил непонятно на какой», — подчеркнула эксперт.

По мнению Каримова, мигранты стали играть существенную роль в экономике столицы. «Объем поступлений НДФЛ в бюджет Москвы от трудовых мигрантов в первом полугодии текущего года более чем в два раза превысили налоги на прибыль от нефтяных компаний, зарегистрированных в городе», — полагает он.

Однако в условиях обострившегося экономического кризиса, повлекшего за собой сокращение доходов, установленные столичным правительством размер ежемесячного авансового платежа — 4,2 тыс. рублей — становится чрезмерно обременительным, считает эксперт. Кроме того, по словам Каримова, работодатели дополнительно удерживают 13% НДФЛ, а уплаченный аванс в зачет, как правило, не принимается. Таким образом, добросовестные мигранты подпадают под двойное налогообложения.

«Установленная сегодня сумма авансового платежа для многих неподъемна. Это выталкивает мигрантов в тень. Многие предпочитают не оформлять документы. Те, у кого заканчиваются патенты, начинают работать по следующей схеме: три месяца поработал, выехал на 2-3 дня, вернулся. При этом город теряет деньги», — подчеркнул он.

По мнению собеседника «Росбалта», чиновники вряд ли пойдут навстречу мигрантам по каким-то морально-этическим соображениям. «Но ведь в этом есть и экономическая выгода: 3,2 тыс. рублей — сумма, всего на тысячу меньше установленной. Однако я убежден, снижение размера платежа позволит продать вдвое больше патентов, чем сейчас», — аргументировал эксперт.

«Мигранты — современный рабочий класс столицы. На них все: куда вы не посмотрите. Конечно, они, может быть, не слишком приятны на вид, не каждый день моют голову, но они вкалывают. Мне кажется, что они заслуживают уважения», — заключил Каримов.

Анна Семенец

Подпишитесь