Posted 8 июля 2016, 14:40
Published 8 июля 2016, 14:40
Modified 31 марта, 02:42
Updated 31 марта, 02:42
Проект Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) предлагает отменить мораторий на накопительную часть пенсии и временно снизить ставку тарифа обязательных страховых взносов. По мнению главы АНПФ, подобная корректировка системы позволит сэкономить средства, минимизировать риски и снизить социальную напряженность, предоставив осязаемые гарантии будущим пенсионерам. Инициатива предполагает возврат к текущей ставке тарифа по мере роста российской экономики. Эксперты, опрошенные «Росбалтом», считают воплощение такой идеи маловероятным.
«У меня сложилось неприятное ощущение, что многие участники процесса — в экспертном сообществе, в сфере профессиональных участников рынка и представители государства — считают, что невозможно отказаться от „заморозки“ средств, которые идут в накопительную часть, и от существующего моратория просто потому, что так уже решили. Я считаю, что это не так», — заявил накануне в ходе специальной пресс-конференции председатель совета АНПФ Сергей Беляков. По его словам, социальный блок правительства избрал недальновидную стратегию, компенсируя дебетовый дефицит и соответствующие проблемы Пенсионного фонда России (ПФР) за счет обязательной накопительной системы — особенно в тяжелых экономических реалиях. Такие меры несут серьезные риски для граждан и государства в целом, полагает глава Ассоциации.
«Если сегодня у нас не хватает средств для того, чтобы решить текущие проблемы, в первую очередь связанные с выполнением социальных обязательств, то у меня нет оснований считать, что через год, два, три или пять средств будет больше. Разрыв между возможностями и потребностями создает очень серьезные риски, которые, как мне кажется, многие из коллег недооценивают и живут сегодняшним днем», — отметил Беляков.
Накопительные пенсионные взносы были впервые «заморожены» в 2014 году. Средства оттуда были потрачены на выплату текущих пенсий. Таким образом была оказана помощь ПФР, сэкономленные ресурсы которого направили в антикризисный резерв бюджета. Через некоторое время вопреки изначальным планам по поддержке рынка труда и экономики, он пошел на помощь Крыму. Чиновники называли мораторий на накопления разовой мерой, требующейся для перестройки работы НПФ, не способных пройти систему допуска на рынок, однако затем его продлили дважды — в 2015 и 2016 годах. «Сейчас уже общим местом становится желание продлевать ее бесконечно долго», — констатировал Беляков.
По его подсчетам, за время действия моратория экономика потеряла порядка 1,5 трлн рублей, а часть средств, которые формируются за счет накопительной системы, уменьшилась на 10,5%: «Просто решением, направленным на покрытие пенсионного фонда, у меня забрали 10.5% тех средств, которые я бы получил от накопительной части. Это потери каждого из нас, поэтому когда те или иные коллеги говорят, что государство преследует социальную функцию, принимая то или иное решение и обеспечивая права нынешних пенсионеров, это не совсем так». Глава АНПФ уверен, что государство, перекладывая социальную ответственность с собственных плеч на гражданские, выполняет обязательства перед нынешними пенсионерами, но ставит под угрозу весь механизм выплат будущим.
Помимо экономических неприятностей, сложившаяся ситуация грозит социальной нестабильностью, полагает он. Учитывая низкий уровень доверия государству (особенно в финансовом плане) уже сейчас, кризис может наступить совсем скоро.
Идея Ассоциации состоит в том, чтобы отменить мораторий на формирование гражданами пенсионных накоплений и временно понизить ставку тарифа страховых взносов — с постепенным возвратом к текущим нормативам по мере восстановления экономики. АНПФ ссылается на опыт Словакии и стран Балтии в период кризиса 2008 года. По данным организации, тогда в Латвии тариф был снижен с 8 до 2%, а в этом году он уже составляет 6%. «Таким образом, этим странам удалось сбалансировать распределительную систему, не разрушая накопительную компоненту и не лишая экономику длинного инвестиционного ресурса, а будущих пенсионеров — шансов на достойную пенсию», — резюмируют в организации.
Сравнение со столь скромными, с экономической точки зрения, государствами неслучайно, отмечает Сергей Беляков: «Для такой страны, как Россия, это еще более актуально, потому что такая схема балансирует риски в первую очередь для населения, а в зависимости от государства, социальная обстановка достаточно высока. Поэтому все, что будет способствовать улучшению социальной стабильности, мне кажется, требует поощрения от государства».
По оценке АНПФ, снижение тарифа взносов, средства от которых направляются в обязательную накопительную систему, только на 1% позволит правительству сэкономить в 2017 году порядка 58 млрд рублей. При этом фонды могут инвестировать часть средств пенсионных накоплений, находящихся под их управлением, в долгосрочные государственные долговые бумаги. «Если вернуться к этой дискуссии, то задача простая, потому что она элементарно счетная: нужно отбросить стереотипы о том, что на это у нас нет средств. Средства есть, но их нужно по-другому распределять», — подытожил глава Ассоциации.
Пока инициатива находится, по его словам, на начальной стадии формирования. Впрочем, как следует из личных разговоров, чиновники относятся к ней положительно, указывая лишь на необходимость политической воли.
Тем не менее, эксперты, опрошенные «Росбалтом», не разделяют оптимизма относительно стратегии АНПФ. Так, экономист ФБК Игорь Николаев считает подобный сценарий нереалистичным: «Мне бы тоже так хотелось, но это просто нереалистично. Надо исходить из этого. Теоретически эта идея может представлять интерес, но практически она малореализуема», — сказал он.
Солидарен со специалистом министр экономики России в 1992—1993 годах Андрей Нечаев. По его мнению, шансы быть услышанными правительством у негосударственных пенсионных фондов практически нет, поэтому перемены в пенсионной системе маловероятны. «Они на эти деньги рассчитывают, затыкая дыру того же Пенсионного фонда. Минимизируя тем самым расходы бюджета, которые туда идут для покрытия дефицита бюджета пенсионного фонда в связи с выплатой текущих пенсий. Я не думаю, что это предложение будет воспринято правительством с восторгом и, скорее всего, останется просто таким экзотическим вариантом», — пояснил экономист.
Реакция властей на инициативу АНПФ последовала оперативно. Вице-премьер Ольга Голодец назвала процесс «разморозки» пенсионных накоплений, совмещенный со снижением тарифа взноса, невозможным. «Для того, чтобы выплатить накопительную пенсию, надо забрать деньги у пенсионеров и перевести их в пенсионные фонды (негосударственные — „Росбалт“) и, соответственно, вложить деньги в виде трансферта. Этот трансферт не предусмотрен», — прокомментировала она.
Денис Гольдман