Posted 12 мая 2016, 14:59
Published 12 мая 2016, 14:59
Modified 31 марта, 03:22
Updated 31 марта, 03:22
Борьба депутатов Госдумы с курением вступает в активную фазу. Накануне — на специальной пресс-конференции в Москве — парламентарии Максим Шингаркин и Дмитрий Носов объявили о подготовке ряда законодательных инициатив, направленных на «оздоровление нации». В их числе — стандартизировать внешний вид пачки сигарет, обязать производителей указывать состав табачной продукции и ввести специальные медицинские полисы для курильщиков.
Российский антитабачный закон почти за два года своей работы, по словам члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрия Носова, стал самым эффективным в мире. Консультироваться по вопросам борьбы с курением и перенимать ценный опыт к парламентарию приезжают даже представители властей самой курящей страны — Китая, что говорит о многом, уверяет он.
Однако текущим положением вещей законодатели все еще не удовлетворены, поскольку главная их цель на данный момент — искоренить «заманчивые» упаковки. «Уже отовсюду мы выдавили табачную мафию, табакобаронов, — так я их называю, — говорит Дмитрий Носов. — И единственным полем битвы, где можно развернуться, остаются пачки. Поэтому они делают всякие заманушки: сигареты для девочек, красивые, заманивающие картинки, украшают пачки стразами и так далее».
Красивые пачки, убеждены депутаты, привлекают внимание молодежи. Поэтому действенный выход из сложившейся ситуации они видят во вводе единого стандарта, согласно которому наименование бренда нельзя будет выделить особым шрифтом, картинка с изображением последствий курения займет 65% площади упаковки, а ее фон приобретет «цвет табачного листа» — коричнево-зеленый. «У кого-то почему-то это вызывает неприятные ассоциации с какими-то другими вещами. Но мы здесь не при чем, мы идем навстречу самим табачникам. Они же производят табачную продукцию, это их цвет», — поясняет Носов.
Уже с 15 мая на пространстве Таможенного союза вступает в силу новый технический регламент на табачную продукцию. Документ обязывает размещать «страшную картинку» на обеих сторонах пачки. Площадь изображения должна занимать половину поверхности. Напротив — размещение на упаковках сигарет информации, наводящей на ассоциации с аппетитными продуктами и лекарствами, запрещено. Кроме того, запрещаются «ложные» названия-характеристики — вроде «мягкие», «крепкие», «ультратонкие», «экстра», а также рекламные вкладыши внутри пачек. Важно, что действовать в полную силу директива начнет только через полтора года — производителям табачной продукции предоставлено время для адаптации к новым правилам.
По словам Дмитрия Носова, его инициатива направлена на ликвидацию этого временного зазора: «По сути, мы ставим табакобаронам выбор: производить внутри страны по тем правилам, которые мы диктуем, или уже сразу с 15 мая перейти на правила Таможенного союза». Соответствующее письмо Носов накануне отправил первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
Кроме того, депутат намерен внести поправки в антитабачный закон и обязать производителей указывать на упаковках состав продукции. Самих курильщиков он намерен лишить некоторых преимуществ обязательного медицинского страхования. «Куришь, пьешь — Оʼкей. Тогда у тебя страховка совершенно другая, — полагает Носов. — Ты осознанно наносишь вред своему здоровью. Почему мы должны за тебя платить? Раз ты делаешь такой выбор, то должен знать: некоторые виды медицинского страхования для тебя будут недоступны».
В случае если законодательные новшества спровоцируют рост контрабанды, депутаты готовы ввести обязательную паспортизацию табачной продукции — по аналогии с алкоголем. «Как мы знаем, на сегодняшний день любая бутылка алкогольной продукции регистрируется, — поясняет член комитета Госдумы по обороне Максим Шингаркин. — Точно так же мы вынуждены будем сделать с сигаретами, потому что сами табачники сегодня убеждают нас, что не соблюдается должным образом это правило. Значит, производители табачной продукции будут выпускать каждую пачку подконтрольную».
Отдельной статьей депутаты выделяют исполнение антитабачного законодательства. В целях обеспечения полномасштабного контроля Дмитрий Носов намерен обратиться в Следственный комитет. Рабочая встреча с официальным представителем ведомства Владимиром Маркиным пройдет уже в четверг.
Электронным сигаретам и кальянам члены нижней палаты парламента уделили особое внимание. Законопроект, который приравняет устройства, позволяющие имитировать курение, к табачной продукции, уже подготовлен Максимом Шингаркиным. По словам парламентария, инициатива позволит запретить продажу подобных приспособлений детям, а также их использование в общественных местах и рекламу.
«Мы предложили пакет законопроектов о приведении имитационного табакокурения к нормам закона о борьбе с табакокурением. То есть мы приравняли электронные сигареты, кальяны к предметам, равным сигаретам», — рассказал автор инициативы.
Кроме того, предлагается увеличить акцизы на сигареты. Согласно приведенным расчетам, после увеличения акцизов средняя розничная цена за пачку (сейчас она составляет 95 рублей) в 2017 году должна вырасти до 127 руб., а в 2018 — до 178 руб.
Итогом антитабачной кампании должна стать некая «Концепция 2050», к разработке которой Дмитрий Носов, по его словам, уже приступил. Ее задача была озвучена накануне в ходе специальной пресс-конференции: «В 2050 году Россия должна стать абсолютно некурящей страной».
Идея о введении специального медицинского полиса для курильщиков — правильная, но непродуманная, считает исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов. Он сообщил «Росбалту», что три года назад его организация уже обращалась с подобной инициативой в Фонд медицинского страхования, однако получила отказ. Свою позицию специалисты объяснили тем, что отечественная медицина пока не способна точно установить, что причиной того или иного заболевания является курение.
«Там много-много факторов, которые складываются: и погода, и настроение, и наследственность, и чем болели в детстве вы, и так далее. Если ситуация не изменилась, то точно также они скажут сейчас, услышав это предложение. Если изменилась и оно уже не выглядит фантастичным, то лично я такой полис себе приобрету, — отметил Андрей Лоскутов. — Умирают не от курения, умирают от жизни. И курит курильщик не потому, что пачка красивая или некрасивая, и не потому, что кто-то предупреждает или не предупреждает о вреде здоровью. Если жизнь плохая, то курить будут больше, и умирать, соответственно, будут больше. А жизнь хорошая — тогда и курят меньше».
Денис Гольдман